Во время Первой мировой Блюменфельда призвали на фронт, где он служил в полевом госпитале. Война оказалась тяжелым испытанием для молодого человека – он совершил неудачную попытку дезертировать, потерял брата и навсегда покинул Берлин.
«Куда бы ни забрасывала меня судьба - в Амстердам, Париж, Нью-Йорк, - я всегда оставался берлинцем», — любил повторять Блюменфельд.
На новой родине, в Нидерландах, первое время Блюменфельд подрабатывал арт-дилером, но вскоре понял, что в стране просто нет никакого спроса на современное искусство. Будучи уже семейным человеком, он начал свое дело по продаже кожгалантереи.
К счастью для нас у Эрвина Блюменфельда обнаружилась абсолютная неспособность к коммерции. Плохая торговля заставила его искать утешение в увлечениях юности, он снова обратился к фотографии, превращая по ночам торговые залы магазина в фотостудию. Именно там он создал основы своего стиля — реального и фантастического одновременно. Поначалу он фотографировал старые торговые манекены, позже им на смену пришли живые модели.
К середине 1930-х годов у Блюменфельда было уже трое детей, галантерейный бизнес, не приносивший своему хозяину ни денег, ни удовлетворения, талант и абсолютная уверенность в своих силах.
В 1941 году Эрвин Блюменфельд был вынужден бежать в США, где он и оставался до конца жизни. Поначалу он делил фотоателье с Мартином Мункачи, позднее обзавелся собственным помещением. Блюменфельд стал сотрудничать с самыми популярными модными журналами. Он плодотворно и очень успешно работал в мире моды и рекламы до середины 1950-х годов.
Лучше всего работу фотографа характеризует его же труднопереводимый афоризм «Beauty is not pretty» («Красивое не значит хорошенькое»). Этот девиз не потерял своей актуальности и много десятилетий спустя.
Стиль, отточенный Блюменфельдом в Париже, стал для Америки настоящим откровением. Он заявил о себе как об одном из самых коммерчески успешных фэшн-фотографов своего времени. Его работы появлялись на обложках Vogue, Harper’s Bazaar, Cosmopolitan.
В середине 1950-х годов стиль журнальной фотографии отошел от той иносказательности, которую так любил Блюменфельд. Гламур стал более «прямым», эротика более открытой, красота — совсем «хорошенькой». Блюменфельд, никогда не скрывавший своего мнения, разругался с арт-директором издательства «Conde Nast» Александром Либерманом и навсегда ушел из мира моды.
«В жизни я любил две вещи: свою работу и женщин, всех женщин без исключения», — признавался Блюменфельд перед смертью, настигшей фотографа в 1969 году во время римских каникул. В то лето ему исполнилось 72 года.
Инфо на сайте музея: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/erwin-blumenfeld/?sphrase_id=22984