Главная / История / «Первопроходец». Создатель современных дирижаблей: история ученого, который верил в «устаревшие» воздушные суда

«Первопроходец». Создатель современных дирижаблей: история ученого, который верил в «устаревшие» воздушные суда

Александра Кирилина по праву можно назвать первопроходцем в деле восстановления дирижаблестроения в нашей стране. Автором и создателем первых реальных, летающих дирижаблей после огромного перерыва — с конца тридцатых годов XX века.

В Москве на 77-м году жизни скончался Александр Кирилин — известный инженер и конструктор, специалист в области дирижаблестроения. Он работал в Отраслевом специальном конструкторском бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института (МАИ). 

Коллеги инженера говорят о нем как о первом человеке, который вернулся к мечте о полетах на дирижаблях и воплотил ее в жизнь.

— Его по праву можно назвать первопроходцем в деле восстановления дирижаблестроения в нашей стране. Автором и создателем первых реальных, летающих дирижаблей после огромного перерыва — с конца тридцатых годов XX века. А это очень непросто, — рассказал MSK1.RU профессор Валерий Грумондз.

Александр Николаевич был большим профессионалом своего дела, интеллигентным и порядочным человеком, который мечтал о развитии дирижаблестроения в России.

Валерий Грумондз

доктор физико-математических наук, профессор, член-академик Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ)
 

Главный конструктор дирижаблей


Александр Кирилин родился 18 ноября 1948 года в Узловском районе Московской области (ныне Тульской). Он окончил Московский авиационный институт (МАИ) по специальности «инженер-механик вертолетостроения». После вуза он работал старшим инженером, а позже стал главным конструктором КБ «Дирижаблестроение» МАИ.

Он преподавал в альма-матер, опубликовал десятки научных работ и выступал на конференциях по всему миру, где рассказывал, почему дирижабли должны стать привычным для современного человека видом транспорта.

— Идея доставлять пассажиров из Москвы в аэропорты на дирижаблях вполне реализуема и рациональна, — говорил ученый в интервью «Коммерсанту».

По сравнению с самолетами, как считал профессор, дирижабли способны мягко спланировать на землю в случае отказа двигателей. Еще один плюс — экономичный расход энергии.

Дирижабли, по мнению Александра Кирилина, могли бы заменить самолеты и такси

 

Заменить такси и путешествовать между континентами


Александра Кирилина можно по праву назвать главным популяризатором дирижаблей в России. Для возрождения дирижабельного дела, как считал Кирилин, необходимо преодолеть «синдром „Гинденбурга“».

«Синдром „Гинденбурга“» — боязнь водородных дирижаблей, возникшая в обществе после гибели в 1937 году дирижабля «Гинденбург». На его борту находилось 97 человек — 61 член экипажа и 36 пассажиров. В результате катастрофы погибло 35 человек. Они сгорели на подлете к Нью-Йорку. По официальным данным, причиной стала утечка водорода, но есть также и версия о подрыве — мину якобы установил техник из нацистской Германии, чтобы остановить технический прогресс врага.

Профессор мечтал ввести дирижабли в обиход современного россиянина — воздушные суда, как считал Кирилин, способны заменить даже такси.

— Стоимость летного часа для дирижабля среднего объема составит 100–150 долларов [данные на 1998 год]. Для начала можно попробовать полеты до аэропортов на небольшом восьмиместном аппарате типа А-300 производства НПФ «Аэростатика». В этом случае каждому из семерых пассажиров, пилот не в счет, придется уплатить за билет 14,3 доллара, или 85,8 рубля за час. Это дешевле, чем поездка на такси, не говоря уже о том, насколько такие полеты расширяют кругозор, — рассуждал Кирилин в конце 90-х годов.

 

Проект транспортной платформы Александра Кирилина

 

С 1991 года Александр Кирилин возглавлял компанию «Аэростатика», где разрабатывал дирижабли. Среди его проектов — стратосферный дирижабль с гибридным двигателем, двухъярусный пассажирский и восьмиярусный туристический дирижабли. Последний был предназначен для континентальных и межконтинентальных путешествий.

Одна из идей Кирилина — использовать грузоподъемные дирижабли для переброски нефтеоборудования в дальние регионы Сибири.

— Александр Николаевич Кирилин был талантливым инженером, который, к сожалению, не успел реализовать все свои перспективные идеи, оставив большое наследие будущим поколениям, — добавил в беседе с MSK1.RU коллега ученого, профессор Валерий Грумондз.

В компании «Аэростатика», которую возглавлял Кирилин, проектировали дирижабли разной грузоподъемности для разных целей

 

Источник: MSK1.ru

Подписка на новости

Смотрите также:

Московское метро. Площадь, Революции. Московское метро. Площадь, Революции. Рейтинг потирания скульптур. 1 место - носы собак. За 10 минут были потерты 56 раз. 2 место - бронзовый петух. 11 потираний (Внимание! Стоило ли так поступать-читайте дал... Подробнее...
Необычные дома: «Современники крутили пальцем у виска» Необычные дома: «Современники крутили пальцем у виска» Бродя по просторам сети, наткнулась на список московских зданий — самых необычных, самых ярких, созданных по проектам самых талантливых архитекторов. Подробнее...
Поселок художников Поселок художников "Сокол": город-сад в Москве Есть в нашем городе удивительное место, попав в которое, абсолютно не веришь, что оно реально и сохранилось до наших дней сквозь годы истории. Подробнее...
Вадим Мацкевич, лейтенант, спасший мир от ядерной войны Вадим Мацкевич, лейтенант, спасший мир от ядерной войны Странно и очень обидно,что молодые не знают историю жизни этого гения робототехники и кумира электронщиков всех времен и народов... Подробнее...
Московская реставрация Московская реставрация Конкурс пройдет уже в 12-й раз. За все время участие в нем приняли свыше 800 человек и организаций, лауреатами стали более 400. Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru