Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам съёмок щемящей душу истории любви больной лейкемией японской танцовщицы и русского скульптора.
«Лужайку Никсона» расчистили за ночь
Название «Москва, любовь моя» говорит само за себя. Картина 1974 г. Александра Митты и Кэндзи Ёсида — это ещё и увлекательная экскурсия для иностранцев по столице: красивейшие открыточные виды, главные архитектурные достопримечательности, зелёные проспекты.
Балетмейстер Большого театра (Валентин Гафт) после победы на танцевальном конкурсе в Японии приглашает талантливую танцовщицу Юрико (Комаки Курихара) учиться хореографии в Большом (Театральная пл., 1) (1). Главный театр страны показывают много раз.
В кадре и окрестности: Театральный проезд, площадь Революции, коммунистические лозунги на «Метрополе». Видим театр внутри, когда балет «Жизель» с Юрико репетирует настоящий балетмейстер Алексей Варламов. Таню, подругу Юрико, играет реальная звезда балета Большого Татьяна Голикова. На репетиции приходит делать зарисовки художник Володя (Олег Видов): волосы — чёсаный лён, пронзительно-голубые глаза. Юрико и Володя влюбляются друг в друга.
Живёт героиня в гостинице «Россия» (располагалась на ул. Варварка, 6, в 2006 г. демонтирована) (2). Сейчас это ушедшая натура, но на момент съёмок «Россия» была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая гостиница мира.
Юрико с молодым японским телеоператором, приехавшим навестить её, гуляют по Варварке у храма святой великомученицы Варвары (ул. Варварка, 2) (3). Неподалёку от основанной в XVI в. церкви девушка признаётся, что больна лейкемией — мать Юрико была в 500 м от эпицентра взрыва в Хиросиме, поэтому заболевание передалось и детям.
Но в начале фильма красавица не знает о неизлечимой болезни и наслаждается жизнью в Москве, вливается в праздничную первомайскую демонстрацию с красными флагами и гигантскими матрёшками. Юрико проходит по Красной площади, Васильевскому спуску, Калининскому проспекту (ныне ул. Новый Арбат), любуется церковью XVII в. Симеона Столпника на Поварской. Героиня разглядывает дом Пашкова (ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1) (4). Открытая площадка перед ним появилась в 1972 г. Раньше на месте газона была городская застройка из 1-2-этажных домиков XVIII-XIX вв. не в лучшем состоянии. Перед визитом президента США Никсона председатель исполкома Моссовета лично объезжал центр Москвы. Буквально за день снесли несколько ветхих кварталов, чтобы не позорить Москву. Освободившееся пространство неподалёку от Кремля москвичи сразу в шутку прозвали «лужайкой Никсона».
Редкий гость в фильмах — станция метро «Ленинские горы», где оказываются влюблённые Юрико и Володя (ныне «Воробьёвы горы») (5). Благодаря ленте можно увидеть, как она выглядела до многолетнего ремонта. С 1930-х до 1970‑х гг. на перегруженных станциях метро считалось экономически выгодным делать покрытие платформ не из гранитных плит, а из асфальта.
«Английская королева влюбилась в Гагарина»
«Идея снимать картину исходила от суперзвезды японского кинематографа Комаки Курихара, — рассказывает «АиФ» режиссёр фильма «Москва, любовь моя» Александр Митта. — Она очень высоко ценила Большой театр и когда-то училась в Японии балету у советских педагогов. Под авторитет Курихара, под её талант, под её звёздное имя образовалась съёмочная группа. Приехав на съёмки в Москву, Комаки быстро восстановила балетную форму, разучивая с балетмейстером танцевальные отрывки, всё хватала на лету! Мы снимали её репетиции для монтажа, но оказалось, что это готовые сцены для фильма! Комаки — железная девушка. Все японцы разучили 10-12 русских слов, а Курихара, какой бы ни была уставшей, каждый день после съёмок занималась с учителем по 2 часа. К середине фильма говорила по-русски. Ей было очень важно озвучивать героиню самой. По окончании съёмок балетная труппа устроила в Большом театре бурный праздник в честь картины. Японская актриса и по сей день дружит с труппой.
Наша неторопливость в работе для японцев была удивительна. На прощальном обеде японский режиссёр встал и сказал: «Большое спасибо, это наш первый отдых во время работы». У нашей картины в Японии был сенсационный успех! Я спросил у режиссёра, который нам помогал: «Ямамото-сан, почему такая горячая реакция у публики?» — «У вас очень хорошая формула успеха».
Я тогда впервые услышал такое словосочетание. «Я не знаю, о чём вы». Он был в шоке: «Как вы можете делать картину, не зная её формулы успеха?! Представьте, что вы снимаете фильм о безумной любви Юрия Гагарина и английской королевы». — «Даже представлять не буду! Это невозможно». — «Ладно. Но английская королева может влюбиться в Юрия Гагарина?» — «Ну, она-то может делать всё, что ей угодно». — «Отлично! Как вы думаете, для успеха такой картины важны её художественные достоинства?» — «Да нет... Достаточно, чтобы актриса была похожа на королеву, а актёр — на Гагарина». — «Вот вам и формула успеха! Так и с вашей картиной. Комаки Курихара — суперзвезда, японская хризантема, соединить её с Россией совершенно невозможно. Тем фильм и интересен: для японцев любовь Курихара к русскому парню абсолютно уникальная история!»
Считаю, что художественные фильмы, подобные картине «Москва, любовь моя», способствуют, выражаясь современным языком, пиару нашей столицы. Выбирая места для съёмок, я думал о том, как показать столицу наиболее эффектно. Благодаря кино у зрителя возникает более объёмный образ мегаполиса. А как ещё можно узнать о городе, понять, какое у него настроение? Было бы здорово открыть кинотеатр, пусть небольшой, куда бы гости приходили и смотрели фильмы о Белокаменной. Дух Москвы, воздух Москвы, история Москвы — всё это есть в многочисленных кинолентах. Многие режиссёры влюблены в наш город. Я лично снял шесть фильмов! С этим номером «АиФ» пойду на «Мосфильм», попробую поагитировать насчёт кинотеатра с фильмами про Москву!»
Источник: АиФ