11.04.2016 18:38
Просмотров: 3598
ДОМ №1: Берсеневкая набережная, 20. Есть версия, что дом Малюты Скуратова - это владение дьяка Аверкия Кириллова на правом берегу Москвы-реки. После гибели Малюты, по преданию, недвижимость досталась Борису Годунову. Потом перешла к думному дьяку Аверкию Кириллову.
ПОДЗЕМНЫЙ ХОД: Из этого дома идёт подземный ход в Кремль. В 19 веке в доме разместилось Императорское московское археологическое общество. Одним из его активнейших участников был археолог Игнатий Стеллецкий. Стеллецкий, несмотря на скептические высказывания по поводу легенды, обнаружил в палатах белокаменную лестницу, ведущую куда-то под Москву-реки. Археолог начал подготовку к раскопкам, но строгая и осторожная руководительница общества, графиня Прасковья Уварова отрезала: «Пока я жива, Вы в доме Археологического Общества копать не будете». Осталось тайной, куда же ведёт подземный ход.
ДОМ №2: Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность пономаря) и мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. Вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки. Однако главным доказательством местонахождения его дома на Волхонке стала археологическая находка – могильная каменная плита, обнаруженная при разборке церкви Похвалы Богородицы, стоявшей рядом с храмом Христа Спасителя, для строительства Дворца Советов. Надпись на ней гласила, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Прежде предполагали, что опричник, убитый в январе 1573 года при штурме ливонской крепости Пайде, был захоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре, который особенно любил Иван Грозный. По преданию, истекающий кровью Малюта Скуратов, привезенный в обитель, каясь в своих злодеяниях, сам просил похоронить его у монастырских ворот, дабы каждый входящий попирал его прах ногами. Может быть, Малюту перезахоронили по желанию родственников. Они сохранили родовую усадьбу, имели прочие царские милости, а вдова Скуратова даже получала пожизненную пенсию.
ГИБЛОЕ МЕСТО: Страшное место На Берсеневской набережной, напротив заново возведенного храма Христа Спасителя, находятся окрашенные в красный цвет палаты Аверкия Кириллова и церковь Николая Чудотворца, похожая на пряничный теремок. Они были построены позднее. А до того здесь творил тайные расправы над неугодными Ивану Грозному подданными его верный опричник Малюта Скуратов. Но первая жертва, с которой связано название местности — Берсеневка, погибла еще до владычества грозного царя в 1525 году. За неосторожность и смелость с великим князем Василием III был обезглавлен опальный думный боярин Иван Никитич Берсень-Беклемишев, переехавший сюда со всем своим двором из Кремля незадолго до смерти.
ПЫТОЧНЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ: Существование на Берсеневке пыточных подземных палат подтвердили раскопки, сделанные в 1906 году при сооружении электрической станции, обслуживавшей первые московские трамваи. В глубоких подземельях были найдены останки человека, множество тисков и серебряные монеты времен Ивана Грозного. Историки предположили, что это и были печально знаменитые пыточные Малюты Скуратова. В 30-е годы прошлого столетия в подвале под Никольской церковью была обнаружена еще одна страшная находка, давшая повод для новых разговоров о злодеяниях Малюты, — замурованный в нишу скелет девушки с косой, заплетенной лентой. Когда каменную плиту, прикрывавшую нишу, открыли, прах рассыпался. Именно в этих подвалах, как уверяют исследователи, и начинается подземный ход под Москвой-рекой, соединявший палаты Малюты, расположенные на одной стороне реки, с Опричным двором на другом (на этом месте сегодня располагается Дом Пашкова на Моховой — старейшая часть комплекса Российской государственной библиотеки). Рассказы путешественников Подтверждений существования подземного хода немало. Исследователь и писатель Михаил Коршунов в своей статье о Берсеневских подземельях подробно описал путешествие, начинавшееся в глубоких подвалах Никольской церкви: «По нашим расчетам, мы добрались уже до реки, подземный ход сделался необычайно узким. Выложен был каменными блоками. Может быть, мы ошиблись и попали в боковое ответвление, а не в основную часть...» На одном из собраний, посвященных созданию музея Госдома (Дома на набережной), в 1989 году Коршунов встретил еще одну путешественницу по подземельям. Елена Перепечко поделилась, что тоже побывала в Берсеневских подземельях, начинавшихся от разобранной колокольни. И не только побывала, но и весной 1932 года вместе с ребятами несколько раз проходила под Москвой-рекой к взорванному храму Христа Спасителя: «Сперва были ступеньки серые, каменные. Идешь ниже, ниже. Какие-то деревянные воротца, что ли, остатки от них и потом — тоннель, и он углубился, и начался уклон. И тишина — ни трамваев не было слышно, ничего. Потом подъем, как бы в горку... До потолка, наверное, не допрыгнула бы... Положила в подол платья от разрушенного храма мраморный цветок и утащила его. Территория храма была огорожена деревянным забором... Ходили раза три-четыре... И каждый раз я уносила по мраморному цветку. Складывала их у себя на балконе». Исторические свидетельства Читая эти рассказы, возникает естественный вопрос: а реальны ли подобные сооружения в эпоху Ивана Грозного или еще раньше — во времена Ивана III, когда началось энергичное строительство Московского Кремля?
ТАЙНИЦКАЯ БАШНЯ: На этот вопрос отвечает уже легендарный исследователь подземелий Игнатий Стеллецкий. В 1914 году он выдвинул следующую версию о подземных ходах Тайницкой башни Кремля. Колодец в ней был сухой, и со дна его шли две подземные галереи: одна — в Кремль, другая — за реку.
ЛИТЫЕ ХОДЫ: По словам археолога, ход под рекой был выложен из красного кирпича на свинце или на олове. На Руси кладка на металле была известна издревле. Еще в 1194 году в Суздале, например, местные мастера возводили на олове одну из церквей. Ходы, устроенные с использованием свинца или олова, носили название «литых». В конце XV века именно такой подводный тоннель был сооружен по приказу великого князя Ивана III в Ивангороде. О существовании «литых сводов» у Смоленска под Днепром работы итальянцев упоминал посол Курляндского герцога Лаврентий Мюллер. Московские мастера тоже славились как специалисты кладки на металле. С их помощью «фряжские» зодчие, прекрасно владевшие искусством гидротехники, были способны устроить такой ход и под Москвой-рекой. «Подземные ходы, — замечает Стеллецкий, — элементарная принадлежность всякой древней крепости и замка. В Московском Кремле роль главного хода для бегства принадлежала так называемому тайнику Алевиза, идущему мимо Никольской башни под Китай-город. «Алевизовским» он назывался потому, что ров над ним, на Красной площади, был обложен камнем итальянцем Алевизом в 1508 году. Построен же этот ход самим творцом Кремля Аристотелем Фиораванти в 80-х годах XV века». Итальянцы в то время славились искусством сооружать подводные ходы и обкладывать их своды свинцом и оловом для предупреждения сырости в тоннелях под рекой.
ХОД ОТ ТАЙНИЦКОЙ: Свидетельством реальности создания таких тоннелей может служить предание о том, что митрополит Макарий, застигнутый пожаром в Успенском соборе в 1547 году, избег гибели, пройдя тайным ходом под Тайницкой башней и Москвой-рекой в Замоскворечье. Ход, по преданию, был построен тем же Аристотелем Фиораванти. А вот еще один аргумент в пользу того, что подземный ход под рекой все-таки существует. Его приводит в своей работе исследователь московских подземелий Киви Берд, правда, описывающий другое, более позднее, время: «Отдельная глава исследований — это древние подземные ходы под Москвой-рекой, по сию пору не обнаруженные, но оставившие следы в исторических документах. Например, известно, что в XVII веке по повелению царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев неоднократно предпринимал попытки строительства хода под рекой. Пара попыток закончилась неудачей, однако затем мастеру-мужику вдруг было пожаловано дворянство, по тем временам честь небывалая, а про тоннель под рекой ни слова больше в тот период не упоминалось». Тайна остается не раскрытой Но вернемся к церкви Николая Чудотворца и храму Христа Спасителя.
ПОДЗЕМЕЛЬЯ ДОМА ПАШКОВА: В начале 1993 года было сделано сенсационное открытие. По заказу Центра археологических исследований малое государственное предприятие «Фром» проводило на территории Дома Пашковых геофизические исследования. Под зданием бывшего книгохранилища геофизические приборы выявили странную аномалию. Сделанные над ним шурфы выявили уникальный археологический объект, который еще не встречался на территории Москвы, — огромный, выложенный белым камнем колодец. Вместе с директором «Фрома» Татьяной Костюковой я спускался под землю. Объем колодца поражает: диаметр его равен 8 м, а глубина только расчищенной части — 15 м. По геофизическим же данным, его полная глубина составляет 25 м. По словам Татьяны Костюковой, это уникальное подземное сооружение вполне может быть входом в подземные системы древней Москвы. Косвенным подтверждением этого предположения могут служить следы спиральной лестницы, извивавшейся когда-то по стенкам колодца. К сожалению, работы по его расчистке были прерваны и тайна колодца, может быть, ведущая к самой таинственной части древних московских подземелий не была раскрыта.
Источник: http://moskva-x.ru
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru