24.07.2015 17:00
Просмотров: 2161
Наверное, все это имело знамение. Однако эзотерики и специалисты по геральдике считают, что виной всему удивительный герб Москвы. Рассказать, чем так необычен герб столицы, «Ступеням» согласился известный историк и эзотерик Михаил Калюжный.
— Михаил, а в чём тайна московского герба?
— Парадокс заключается в том, что из-за политических штормов, не раз бушевавших в истории нашей страны, у Москвы было несколько гербов. Но только Георгий Победоносец, по мнению мистиков, принёс Москве отнюдь не победу, а поражение: он едва не лишил её столичного статуса навсегда. С древнейших времён на различных вариантах герба и монет Москвы изображали то пешего воина с копьём, то всадника, поражающего дракона. Причём всадник являлся олицетворением самого великого князя, а позже — царя. Недаром, завоевав Казанское ханство, то есть символически победив дракона, царь Иван Грозный присоединил к своему официальному титулу величание — царь Казанский. С тех пор всадник-драковоборец и стал главным символом Москвы.
— Но ведь всадник на коне и есть Георгий Победоносец...
— Как раз нет! Только иностранцы называли московского всадника святым Георгием. Послы Ивана Грозного на вопрос Александрийского патриарха: «На кони де благоверный царь на сей печати?» — отвечали: «Государь на коне». Известна цитата из летописи: «При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руне и оттоле произваша деньги копейный», А на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии 1663 года издания, змееборцу и новее было придано портретное сходство с царём Алексеем Михайловичем. Позднее эта традиция прижилась: со сменой правителя начали менять и лик всадника, изображённого на гербе.
— Кто же из наших правителей первым назвал всадника святым Георгием?
— Святым Георгием Победоносцем всадника на гербе официально назвал только Пётр I, чем сильно удивил своих подданных. А в Сенатском указе от 8 марта 1730 года, спусти пять лет после смерти императора, московский герб уже официально был описан следующим образом; «...в середине (двуглавого) орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копьё жёлтые, венец жёлтый же, змий чёрный, поле кругом белое, а в середине красное». С этого момента и вплоть до начала 20-го века всадник на московском гербе официально стал именоваться святым Георгием.
— А чем с точки зрения магии и геральдики всадник на коне принципиально отличается от святого Георгия ?
— Дело а том, что на гербах или знамёнах всегда старались изображать символы удачи, победы и благосостояния. Всадник на коне, олицетворяющий мудрого и справедливого князя, как нельзя лучше выполнял эту роль. Иное дело святой Георгий! Назвав всадника на гербе Георгием Победоносцем. Пётр I, сам того не зная, навлёк на город несчастья. Как гласят жития Георгия, к 30 годам, благодаря уму, мужеству и физической силе он дослужился до тысяченачальника — это что-то вроде командира батальона. Более того, он стал любимцем Диоклетиана. Однако Георгий не мог спокойно смотреть, как император казнит последователей Христа. И открыто признался в том, что он христианин. Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Георгий перенёс все эти мучения и не отрёкся от Христа. Глядя на это, два знатных сановника, Анатолий и Протолеон, являвшиеся тайными христианами, открылись императору. Диоклетиан их казнил. А потом призвал волхва Афанасия, дабы тот либо усмирил бывшего любимца, либо отравил. Волхв преподнёс Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но зелья не подействовали. И тогда волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа. Тут уж император окончательно рассвирепел и казнил обоих — и уверовавшего Афанасия, и Георгин.
— И как же судьба Георгия Победоносца отразилась на Москве ?
— Для Москвы с Георгием на гербе настали плохие времена. За период с 1730 по 1918 год Москва неоднократно опустошалась эпидемиями и пожарами, терпела страшный урон от стихии, становилась ареной кровавых массовых междоусобиц и прочих бедствий,
— Кто же избавил Москву от такого покровителя?
— Как ни странно, большевики. Вскоре после Октября герб с Георгием Победоносцем упразднили. И а 1918 году столицей страны снова стала Москва, но уже с новым гербом. Его утвердил Президиум Моссовета 22 сентября 1924 года. Новый герб состоял из нескольких важных элементов. В центральной части в овальный щит была вписана большая пятиконечная звезда. На её фоне изобразили обелиск свободы и серп с молотом — это были эмблемы рабоче-крестьянского государства. Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья стали олицетворением смычки города и деревни. Наковальня — эмблемой металлообрабатывающего производства, челнок — символом текстильной промышленности и динамо — символом — электрификации. Внизу красовалась надпись: Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов.
— Этот герб оказался удачнее предыдущего?
— Разумеется; в магии символов большевики разбирались отлично. На протяжении всего советского периода Москва оставалась самым богатым и благополучным городом страны. За это время она выросла многократно — как по численности населения, так и по площади. В 1941 году столицу не смогла взять самая сильная на тот момент немецкая армия. Город, тогда ещё будучи преимущественно деревянным, не сгорел даже при массированных налётах немецкой авиации, бомбившей его зажигательными бомбами. А в послевоенное время! Москва и вовсе стала признанным мировым центром науки, промышленности и культуры. Она по праву считалась одним из самых красивых, чистых и безопасных городов мира.
— Но сегодня-то у нас на гербах снова царствует святой Георгий, Как его «правление» в 21-м веке скажется на Москве?
— После возвращения герба с изображением святого Георгия Победоносца а Москве снова участились стихийные бедствия. Ураган, просвистевший над городом 22 июня 1998 года со скоростью ветра до 31 м/с, повалил более 100000 деревьев и нанёс материальный ущерб более чем на 15 миллионов долларов. Много бед натворил и ураган 2001 года. Горели после 1993 года и неофициальные символы Москвы — Останкинская телебашня и Манеж. Советский герб явно гораздо эффективнее обеспечивал безопасность москвичей.
— Так зачем же было менять столь удачный советский герб на аналог дореволюционного герба?
— Всему виной политика. После событий 1991 и 1993 годов московские власти поспешили избавиться от всего советского наследия, в том числе и от символа города. А вот федеральные власти в 1990-е годы оказались более мудры, поместив на гербе страны не Георгия, а прообраз князей доромановской эпохи. Всадник-змееборец изображён и на государственном гербе РФ. Но Георгием его уже не зовут. В положении о Государственном гербе РФ, утверждённом Президентом Б.Н. Ельциным 30 ноября 1993 года, сказано: «На гербе — всадник, поражающий копьём дракона».
Журнал: Ступени Оракула, №17 — 2009 год
Рубрика: Парадоксы истории
Автор: Михаил Калюжный, беседовал Дмитрий Соколов
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru