Главная / Места / Метро / Московское метро в годы войны

Московское метро в годы войны

В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен работал как бомбоубежище.

Напомним, что Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включен ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. Линия метро включала в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Кстати, первоначально планировалось открыть станции метро к 7 ноября 1934 года, однако метрополитен не был введен в строй из-за отсутствия эскалаторов. Тогда это устройство впервые появилось только в Лондонском метрополитене и делали их только 2 фирмы в мире. Мосметрострой за 200 000 золотых рублей приобрел один эскалатор, только чтобы его разобрать и скопировать, увеличив длину лестниц.

Что представлял собой метрополитен на 22 июня 1941 г.? Три линии: - «Сокольники» - «Парк Культуры» (10 станций) - «Киевская» - Курская» (6 станций) - «Сокол» - «Площадь Свердлова» (5 станций) Всего 21 станция и 2 депо - «Северное» и «Сокол».

Во время строительства метрополитена не было предусмотрено его использование для военных целей, но еще в апреле 1941 года Совнарком постановляет считать приспособление метро под массовое убежище первоочередной задачей, наряду со строительством оборонных сооружений. На эти цели выделяются значительные суммы. Кроме того, сразу же начались работы по дооборудованию станций и тоннелей дополнительными системами газозащиты (опасались отравляющих бомб) и водоснабжения (нужны были дополнительные туалеты и водопровод).

С первых дней войны сна ночь генштабисты спускались в оборудованное под зданием бомбоубежище, совершенно неприспособленное для постоянной работы. В июле было принято решение перебираться на ночь на станцию метро "Белорусская". После закрытия метро, часть станции отгораживалась фанерной стенкой, за ней размещался центральный командный пункт, а на другой части, находилось обыкновенное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы. Каждый вечер офицерам генштаба приходилось собирать все материалы и ехать к Белорусскому вокзалу, а утром - обратно. На это тратилось слишком много времени. В конце августа - начале сентября генштаб переезжает в здание на улице Кирова (ныне - Мясницкая) и получает в свое полное распоряжение станцию метро "Кировская".

В подземных помещениях станции были оборудованы рабочие кабинеты руководителей ставки Верховного Главнокомандования. На соседней станции «Красные ворота» был создан командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Наркомата путей сообщения, на других центральных станциях разместились различные военные организации.

В первую же воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года в метро собралось 500 000 человек, причем люди прятались не только на станциях, но и в тоннелях.

К осени 1941 года метрополитен переведен на особый режим. При объявлении воздушной тревоги немедленно останавливалось движение поездов, напряжение на контактном рельсе снималось и граждане заполняли свободные места не только на станциях (это очень хорошие и престижные места), но и в тоннелях. В стоящие вдоль станции составы пускали, как правило матерей с малолетними детьми.

На станциях всю ночь дежурили милиционеры, осуществляя охрану общественного порядка, смотрели за сохранностью объектов метрополитена, следили за тем, чтобы среди граждан не возникало паники. При воздушных налетах у вентиляционных сооружений на поверхности выставлялись посты из стражей порядка Отдельного дивизиона милиции. Они принимали меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных отверстий из-за сброшенных «зажигалок».

21 сентября 1941 г. Моссовет издал «Документ №49 Обязательное постановление Исполкома Моссовета о правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища №36/18». В нем, например, предписывалось Московский метрополитен использовать как бомбоубежище для населения, проживающего поблизости от станций метрополитена. Вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги разрешался только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста. Запрещалось пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем больным инфекционными болезнями (тиф, скалатина, корь и т.д.); лицам в нетрезвом состоянии; лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т.д.). При этом гражданам разрешалось иметь при себе постельные принадлежности.

В октябре и ноябре, когда гитлеровцы бомбили Москву особенно часто, люди могли приходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, остановленных у платформ. Остальные располагались на станциях и в тоннелях. Люди брали с собой и постельные принадлежности.

5 октября 1941 года от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это стал единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.

6 ноября 1941 года на кануне годовщины Октябрьской революции Маяковская стала центром столицы. Эту станцию, как самую глубокую из существующих станций, выбрали для торжественного заседания. Тем, кто был приглашён на заседание (их было около двух тысяч человек), сообщали устно: «станция метро "Маяковская"». На пригласительных билетах адрес указан не был.

На станциях были организованы магазины, парикмахерские. На станции метро "Курская" работала библиотека.

Во время войны не прекращались работы по строительству метрополитена. На удивление всему миру 1 января 1943 г. был введен в эксплуатацию участок Горьковской линии от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Работники сантехнической службы, помогали Метрострою в монтаже насосных агрегатов на водоотливных установках и оборудования вентшахт, 18 января 1944 г. было закончено строительство участка от станции «Курская» до станции «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»). Оба участка были введены в эксплуатацию без обкатки. На станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловский парк» установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». Сразу же после завершения строительства вышеупомянутых станций, еще до окончания войны, началось сооружение Кольцевой линии. Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943.

m1m2m3m4m5m6m7m8m9m10

Подписка на новости

Смотрите также:

Герои мультфильмов будут объявлять станции метро в Москве Герои мультфильмов будут объявлять станции метро в Москве Любимые герои мультфильмов на этой неделе станут объявлять станции на Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Подробнее...
Тематический поезд Тематический поезд "Путешествие в Рождество" запустили на Кольцевой линии метро Тематический поезд "Путешествие в Рождество" запустили в столичном метро. Состав будет курсировать по Кольцевой линии до 21 января, сообщает Агентство "Москва" Подробнее...
Футбольный поезд Футбольный поезд Метрополитен Москвы готовится к чемпионату мира по футболу 2018 Подробнее...
В московском метро появился поезд В московском метро появился поезд "Россия, устремленная в будущее" Столичный метрополитен презентовал новый тематический поезд: на Кольцевую линию из электродепо “Красная Пресня” вышла "Россия, устремленная в будущее". Подробнее...
В метро открыли новые площадки для музыкантов В метро открыли новые площадки для музыкантов В метро поменяли точки, где будут выступать артисты проекта «Музыка в метро». Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru