Москвовед Татьяна Воронцова провела нас по местам съёмок фильма, где героиня Ирины Муравьёвой пыталась научным способом наладить личную жизнь.
Шубу выгуливают на Калининском
У инженера Нади Клюевой (Ирина Муравьёва) максимум общественной нагрузки, но совершенно отсутствует личная жизнь. Её единственное развлечение - игра в пинг-понг с коллегой Геной, безответно влюблённым в неё (Владимир Носик). Работают герои-инженеры лирической комедии в 1-м Щипковском пер., 20 (1). На здании табличка «ЦНИИПРОММАШ» - режиссёр Геральд Бежанов позаимствовал шутку у коллеги Эльдара Рязанова,который тоже не раз высмеивал в своих фильмах сложные названия советских учреждений. Здание приметное, с интересным декором - панно из резного камня, характеризующее моду в архитектуре 1970-х гг.
Со времён съёмок 1-й Щипковский почти не изменился: исчез только деревянный дом по соседству со зданием, где герои работают. В нём 30 лет жил Тарковский. Но, пока там планировали сделать мемориальный музей, дом снесли, на его месте сейчас унылый пустырь.
По дороге с работы инженеры идут по Стремянному переулку между корпусами института (ныне РЭУ) им. Плеханова. Клавдия Матвеевна Степанкова (Людмила Иванова) и Лёха Пряхин (Михаил Кокшенов) стоят рядом со знаменитой решёткой с рыбками, идущей вдоль Стремянного переулка, когда женщина отчитывает парня: «Шнурки развязаны, клей на рукаве. Сроду брюки не гладил. Да какая же девушка тебя полюбит!»
Когда Надя Клюева и Клавдия Матвеевна отправляются патрулировать улицы, их женская народная дружина шагает по улице Жолтовского (ныне Ермолаевский пер.) (2). В подворотне Надя Клюева получает фингал, за который впоследствии её наградят, далее они идут по окрестностям Патриарших прудов.
На Патриарших героиня окажется ещё раз, когда школьная подруга Сусанна (Татьяна Васильева) решает приодеть Надю в модную заграничную вещь. Сусанна - социолог. Она уверена: наладить личную жизнь можно благодаря научным методам обольщения, в числе которых аутотренинг и самовнушение: «Я самая обаятельная и привлекательная». Также, чтобы привлечь внимание коллеги, красавца-меломана Володи Смирнова (Александр Абдулов), Клюевой нужно выглядеть модно и привлекательно. Поэтому за джинсами как «у жён дипломатов неприсоединившихся стран» Сусанна и Надя идут к известному фарцовщику (Игорь Ясулович) на Малую Бронную ул., 34 (3). Мы видим элитную советскую недвижимость - кирпичные дома в центре города. Интересная деталь - когда героини заходят в подъезд, на стене висит гигантский градусник - он существует и по сей день.
«Выгуливают» Надину новую искусственную шубу девушки, естественно, на проспекте Калинина (ныне Новый Арбат), самой модной советской улице (4). Проходят мимо Дома книги, ресторанов, известных магазинов.
Сусанна предлагает Наде новое безошибочное средство обольщения - надо пригласить Володю на концерт, на который не достать билетов. В кадре уже не существующий концертный зал «Россия», толпа зрителей, ожидающих начало выступления итальянской звезды, - всё это атрибуты жизни 1970-1980-х. К сожалению, Володя приходит на концерт с другой девушкой. Надя окончательно разуверилась в научных способах добиться любви после того, как узнала, что представительный супруг Сусанны (Александр Ширвиндт) ей изменяет. В конце концов, как это часто бывает, Надя понимает, что счастье - рядом. В финале Клюева снова играет в пинг-понг с коллегой Геной Сысоевым.
«Терпеть измены? нет!»
В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Сусанне, героине Татьяны Васильевой, изменяет муж. В жизни знаменитой артистки было то же самое: она узнала об измене супруга и отца своей дочери - актёра Георгия Мартиросяна и была в таком отчаянии, что хотела выброситься из окна.
«Я понимала, что он уходит, - признавалась в интервью «АиФ» Татьяна Васильева. - И не могла ничего изменить. Я знаю женщин, которые терпят измены, изображают, будто ничего не знают. Но ради чего всё? Когда дети становятся свидетелями бесконечных выяснений отношений, лучше перестрадать один раз и одним махом всё разрубить. В интервью Мартиросян рассказывал обо мне как о любви всей его жизни. Но, знаете, я любовь представляю себе иначе. О женщине нужно заботиться просто как о близком человеке, которого ты боишься лишиться. Вот этого я никогда не ощущала - что меня боятся потерять. Всегда было ощущение, что если меня не будет, то и хорошо.
Однажды он мне подарил один цветок на 8 Марта. Тогда мы ещё только начинали с ним встречаться. Это я запомнила. Но, если я помню один цветок, значит, он один и был. Но когда рожаешь ребёнка от мужчины, которого ты любишь в тот момент, - это огромное счастье. Ни с какими цветами, ни с чем не сравнить. Конечно, за это я ему благодарна. Мартиросян подарил мне на всю жизнь подарок. Хотя он не хотел его дарить. Я сама его вырвала. Он не хотел детей. Мы тогда тяжело жили, были очень бедные. Он - человек общества, друзей, банкетов, там ему равных нет. А я - наоборот. Из последних сил всё время плелась с ним куда-то, мне нечего там было делать, я не понимала, зачем тут сижу. А его это раздражало, он хотел, чтобы я была на той же волне.
После расставания у меня был период, которого я по своему недоумию не испугалась, хотя надо было бы. С утра уже могла выпить. Какой-то раздрызг был внутри. Нужно было освобождать свою голову, сердце от всяких гнусных мыслей. Какое-то время алкоголь помогал. А потом нужно было всё больше и больше. Теперь мне просто жалко того времени, жаль, что я могла так не щадить себя и свою жизнь. Сейчас уже представить себе не могу, как это можно - вместо спортивного зала выпить полстакана водки?
Знаете, какой главный урок я вынесла для себя? Нельзя любить мужчину больше, чем себя. Судя по тому, что когда-то со мной творилось, я не всегда это понимала».
Источник: АиФ