Главная / История / "Аннушка" на Чистых: неожиданные роли московских прудов в кино

"Аннушка" на Чистых: неожиданные роли московских прудов в кино

Почему режиссеры снимают Чистые пруды то на Патриарших, то в Измайлове, и как получилось, что от Жеглова с Шараповым бандит уезжал на булгаковской "Аннушке". Рассказываем и показываем на примере лучших ролей московских прудов в кино.

Чистые пруды когда-то назывались совсем наоборот – "Поганые болота". По одной версии, потому что здесь сбрасывались отходы производства мясных лавок и скотобоен Белого города. По другой – оттого, что в этех местах в большом количестве селились иностранцы и ставили здесь лютеранские и католические храмы. Приезжих иноверцев москвичи традиционно не любили, а потому назвали пруды "погаными", то есть "языческими".

Так или иначе, нынешние "Чистые" к тем "Поганым" никакого отношения не имеют. Наши "Чистяки" обязаны своим происхождением градостроительным планам Екатерины, собиравшейся устроить кольцо парков с прудами на месте крепостного рва снесенной стены Белого города.

Фильмы здесь снимали часто. Но не менее часто роль Чистых прудов играли Патриаршие. Правда, встречаются и обратные превращения. 



Нынешнее здание театра "Современник" на Чистопрудном бульваре режиссеры любили всегда. Одна из первых его ролей – "Папиросница от Моссельпрома" (1924). Продавцы сигарет выстраиваются в очередь, чтобы посмотреть кинокартину с их коллегой в главной роли. Ее крутят в кинотеатре "Колизей". Дом и построили для кинотеатра в 1914 году. Он проработал здесь до 1970-го, пока после реконструкции его не сменил театр. 



В другом немом фильме "Дом на Трубной" (1924) только что приехавшая из деревни Прасковья спрашивает дорогу у хорошо одетого гражданина на фоне объекта, довольно редко попадавшего в кадр за всю историю нашего кино, — Сухаревой башни. Башня эта была подарком Петра I стрелецкому полку Лаврентия Сухарева в благодарность за поддержку во время неудавшегося путча царевны Софьи.
 

Сухарева башня, 1933 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Судьба башни, бывшей одной из главных достопримечательностей старой Москвы и первым военно-морским, артиллерийским и инженерным вузом России, сложилась не лучшим образом. В 1926 году в ней открыли Московский коммунальный музей, а в 1934 году снесли с характерной для того времени формулировкой – "как мешающую уличному движению". Товарищ Сталин настоял на этом лично, несмотря на то, что московские архитекторы предложили множество проектов организации пространства Сухаревской площади, предусматривавших сохранение башни.

С началом 30-х закончилась эпоха "великого немого", и в кино пришел звук. Сам фильм "Подкидыш" (1939) уже благополучно и почти всеми забыт, но одна фраза от него осталась и навечно закрепилась в списках русскоязычных кино-мемов – знаменитое "Муля, не нервируй меня!" в исполнении Фаины Раневской. 



Фильм начинается как раз на Чистых прудах. Наташа убегает на бульвар, и в кадре можно увидеть первое здание, построенное там в советские времена – дом 12а 1928 года, главный административный корпус Кожсиндиката. Там размещались разные министерства и ведомства. Сейчас – Центр им. Ролана Быкова и кинотеатр "Ролан". А до революции на этом же месте находилось старое (деревянное) здание Бородинской панорамы.

 

Еще в кадре можно увидеть прогулочные лодки и старую ограду пруда из перекрещенных деревянных палок, детскую площадку и стоявший в торце водоема "досуговый центр" – летнюю эстраду и кафе. В 60-х всю эту красоту перестроили и открыли культовый ресторан "Джалтаранг", а сейчас там стоит уродливый финтес-центр в стиле "под 19 век".

Пролетим 40-е и переместимся в середину 50-х. "Человек родился" (1956) – мелодрама новой, послесталинской эпохи с довольно банальным по нашим меркам сюжетом. Девушка Катя приезжает в Москву учиться, но проваливается на вступительных. Случайное знакомство, мимолетная связь, рождение ребенка. Ее бросают, и она пытается пробиться в жизни сама… Тогда воспитанный на конфликтах "хорошего с еще лучшим" зритель, должно быть, воспринимал такие коллизии как откровение.



По дороге из роддома Катя отпускает такси и идет на Чистопрудный бульвар. Кадры опять же представляют чисто москвоведческий интерес: виден только что построенный вестибюль станции "Кировская" ("Чистые пруды"), башенка Страхового общества "Россия", но еще нет Грибоедова – памятник будет поставлен только в 1959 году. И примета времени – тумба Мосгорсправки для объявлений граждан, на которой Катя ищет информацию о сдаче комнат. Объявления, кстати, писались от руки, но на официальных бланках – такой вот древний вариант интернет-барахолки.



Дальше будут 60-е, немыслимые без тех картин, которые сегодня уже проходят по разряду "бессмертной классики". Про то, как персонажи фильма "Я шагаю по Москве" шли по Чистопрудному бульвару к "переулку Строителей", который на самом деле оказался Кривоарбатским, мы уже рассказывали



Так что теперь возьмемся за "Берегись автомобиля". Перемотаем фильм до 14-й минуты, до сцены, в которой Дима – Миронов – едет на своей "Волге" по улице, поворачивает налево и тормозит напротив углового комиссионного магазина. В кадре на секунду мелькает белое здание явно церковной архитектуры — это Храм Успения Св. Богородицы в Печатниках (Сретенка, 3). С января 1960 года в церковном здании проходила выставка "Морской флот СССР".



А в здании, где была Димина комиссионка, в наши дни находится магазин "Цветы на Сретенке".

А вот вам пример классических и вопиющих режиссерских фокусов с географией и натурой. Фильм так и называется – "Чистые пруды" (1965), сделан он в типичном для 60-х жанре "поэтической биографии" про то, как война сломала мечты и судьбы целого поколения молодых – тех, кому в 1941 году было от 18 до 25 лет. Сценарий написала Белла Ахмадулина, и она же читает стихи за кадром. А парадокс заключается в том, что никаких Чистых прудов в кадре нет.



Весь фильм снимался в Лефортовском парке и в Измайлово. В кадр попало множество характерных для этого района объектов: Покровский собор, рабочий городок им. Баумана, горбатый парковый мостик, ведущий к танцплощадке (у Говорухина в "Месте встречи" по нему гуляют Синичкина с Шараповым). 



И даже грандиозные руины так и не достроенного Центрального стадиона народов СССР им. Сталина. 



А в район вокруг настоящих Чистых прудов персонажи фильма попадают только один раз – когда гуляют в том месте, где спустя несколько лет будет проложен проспект Сахарова (тогда — Новокировский).

А где, кстати, располагалась оперативная квартира из "Джентльменов удачи"? 



Милиционер называет Трошкину-Леонову адрес "Конный переулок, дом №8" – такой переулок, действительно, существует и располагается между Шаболовкой и Мытной. Дома № 8 там, правда, нет, а есть 4 и 12. Но из окон виден каток на Чистых прудах. 



Дальше начинается поездка в поисках "дерева" и "мужика в пиджаке", состоящая из сплошного монтажа: Арбатская площадь, Гоголевский, Рождественский и Сретенский бульвары. А завершается она у Красных ворот, где и стоит "мужик в пиджаке", то есть памятник Лермонтову. 



Кадры из "Джентльменов" в этом месте представляют еще и москововедческий интерес, поскольку все попавшие на пленку особнячки вдоль Красноворотского презда (строения усадьбы купца Сапожникова) будут снесены в конце 70-х при строительстве вычислительного центра МПС. А вот "дерево" находилось вообще в другом конце Москвы, в витрине ныне снесенного магазина "Цветы" на Пречистенке рядом с бывшей Поливановской гимназией.

Про то, что именно на Чистых прудах в первой серии "Место встречи изменить нельзя" бандит заколол заточкой Васю Векшина, известно многим, так что остается только присмотреться к некоторым деталям этой сцены. 



Самое любопытное в ней – это трамвай, на котором уезжает убийца, мосфильмовская "Аннушка" с номером 2170, засветившаяся в никак не меньшем количестве отечественных фильмов, чем знаменитая настольная скульптура "Персей и Пегас" (она же "это маленькая лошадь, это пони" из "Служебного романа"). 



Краткая фильмография трамвая такова: "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота", "Законный брак", "Холодное лето 53-го", "Брызги шампанского", ну и, разумеется, "Мастер и Маргарита" Кары. 



"Покровские ворота" преподносят пример любимого развлечения московских режиссеров – снимать Чистые пруды на Патриарших. Чистые пруды мелькают в кадре аккуратно в начале каждой из двух серий, символизируя смену времен года. Но каток при этом снимали на Патриарших, на заднем плане можно увидеть характерный павильон, который ни с чем не спутаешь. 

Патриаршие на Чистых снял Юрий Кара в "Мастере и Маргарите". Хотя в данном случае этому феномену есть довольно простое объяснение. Булгаков, конечно, был великим знатоком Москвы, только по Малой Бронной вдоль Патриарших не ходил ни один маршрут трамвая (в середине 30-х там, правда, была служебная ветка). 



Поэтому Патриаршие в кадре пришлось комбинировать с Чистыми, вокруг которых пустили уже знакомую нам чуть подкрашенную мосфильмовскую "Аннушку" №2170. А выход с бульвара и вертушку с предупреждающим знаком "Берегись трамвая!" скрупулезно воспроизвели по известной фотографии Родченко и поставили все это прямо напротив театра "Современник" на Чистопрудном бульваре, именно его колонны мы и видим в сцене с гибелью Берлиоза.



Кстати, вот еще одна интересная особенность, непосредственного отношения к Москве не имеющая, но все же... В книге четко сказано: "Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной". Так вот, во ВСЕХ, без исключения, экранизациях "Мастера и Маргариты" Берлиоза с Бездомным режиссеры сажают в точности наоборот - спиной к пруду и лицом к Бронной.

Алексей Байков
 

 Источник: М24 

Подписка на новости

Смотрите также:

Необычные дома: «Современники крутили пальцем у виска» Необычные дома: «Современники крутили пальцем у виска» Бродя по просторам сети, наткнулась на список московских зданий — самых необычных, самых ярких, созданных по проектам самых талантливых архитекторов. Подробнее...
Истории Москвы нужна ваша помощь! Истории Москвы нужна ваша помощь! Давайте поможем 700-летнему дубу выжить и подпишем петицию! Подробнее...
Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» В реальности на маршрут, на который герои любимого многими поколениями фильма «Я шагаю по Москве» тратят не так уж много времени, уйдет много часов. Подробнее...
Московская реставрация Московская реставрация Конкурс пройдет уже в 12-й раз. За все время участие в нем приняли свыше 800 человек и организаций, лауреатами стали более 400. Подробнее...
Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича» Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича» Полную версию этого фильма показали только спустя 25 лет. Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru