Главная / История / Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича»

Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича»

Полную версию этого фильма показали только спустя 25 лет.

В 1965 г. на экраны вышла киноповесть «Мне 20 лет» Марлена Хуциева. Сегодня мы знаем этот фильм под названием «Застава Ильича». Наша столица в картине, по мнению москвоведа Татьяны Воронцовой, играет столь же важную роль, что и актёры.

 

 

«Молодой, а уже сволочь»

Пожалуй, «Застава Ильича» - одна из лучших иллюстраций к периоду «хрущёвской оттепели». Создаётся впечатление: ты не фильм смотришь, а наблюдаешь за москвичами того времени. Мы видим массу символов жизни Моск­вы конца 1950-х - начала ­1960-х. Танцы под радиолу во дворе, концерты перед киносеансами в кинотеатрах, десятки человек в очереди за прессой - после ХХ партсъезда и разоблачения культа личности Сталина газеты охотно раскупают.

Другие детали: заезжает во двор молочница, везущая товар на раздачу, огромные живописные афиши на глухих стенах домов, футбол на пустыре. Герои пьют газировку из автоматов, покупают пирожки, которые продавец заворачивает в кусочки крафтовой коричневой бумаги. У Мавзолея Ленина стоят часовые в валенках. На автобусе № 89 - табличка «Едет без кондуктора». В годы съёмок общественный городской транспорт переходил на новую систему: вместо кондукторов появлялись специальные устройства, куда надо было бросить 5 копеек и отмотать билет. Главный герой Сергей Журавлёв (Валентин Попов) возвращается из армии. Проходит по Большой Грузинской, затем в кадре пересечение Спиридоновки с Гранатным переулком. Отец парня погиб на фронте, Сергей живёт с матерью и сестрой в коммуналке в районе Заставы Ильича. Но Застава так и не покажется перед зрителем, её роль исполнит Спиридоньевский переулок. Все персонажи живут в доме 2/22 (1). 6-этажное помпезное здание с гигант­ской аркой чуть ли не в 4 этажа построено в 1930-е гг. в переходный момент между архитектурой авангарда и большого сталинского стиля. 

 
Но Застава так и не покажется перед зрителем, её роль исполнит Спиридоньевский переулок. Кадр из фильма

На первомайской демонстрации Сергей знакомится с красивой девушкой Аней (Марианна Вертинская). Они отправляются на поэтический вечер в Политехнический музей (Новая площадь, 3/4) (2)Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Белла Ахмадулина были настоящими легендами. На выступления молодых поэтов тогда собиралось огромное количество народа. На вечере в фильме Булат Окуджава исполняет «Сентиментальный марш». 

Что любопытно: поначалу у Хуциева не было сцен в Политехническом - они появились после того, как часть отснятого и смонтированного материала увидела министр культуры Екатерина Фурцева. Она была в восторге и предложила режиссёру сделать фильм двухсерийным, пообещала и денег под это выделить дополнительно. Кто же знал тогда, что она так «промахнётся», что другие идеологи нашепчут Хрущёву иные мысли о фильме и о том, что молодое поколение смотрит «куда-то не туда».

Собственно, реакция вождя потом и станет отражением сложносплетённых подковёрных игр во власти. Но это потом, а поначалу за идею Фурцевой Хуциев ухватился радостно: ковал железо, пока горячо. В Политехническом снимали два дня - на поэтические вечера не нужно было звать статистов: не то что объявления - полунамёка хватало, чтоб слеталось пол-Москвы. Поди отбейся от поклонников поэзии - зал оба дня был под завязку, разве что на люстрах не висели. И, кстати, читали стихи не только молодые поэты, были и постарше - в фильме мелькнули и Михаил Светлов, и Борис Слуцкий. Да и в других сценах «Заставы Ильича», уже не в Политехническом, нетрудно заметить знакомые лица: скажем, двух приятелей-режиссёров, двух Андреев, Кончаловского и Тарковского (они окончили ВГИК на пару-тройку лет позже Хуциева).

Коля занимается расширением Садового кольца. Нам показывают Земляной Вал в районе Верхней Сыромятнической.  Кадр из фильма

В картине Хуциева бывшие одноклассники Сергея Журавлёва - строитель Коля Фокин (Николай Губенко) и научный сотрудник Слава Костиков (Станислав Любшин). Коля занимается расширением Садового кольца. Нам показывают Земляной Вал в районе Верхней Сыромятнической (3). Земляной тогда увеличили за счёт сноса Зелёного бульвара. Видим Самотёку от Садовой-Самотёчной улицы до Сухаревки (4). На Садовой-Самотёчной ещё нет эстакады, она появится позже. Строитель Николай - ловелас и балагур. Но, когда начальник пробует завербовать его в стукачи, Фокин резко отказывается. Обсуждая случай с друзьями, герой Губенко говорит про вербовщика: «Молодой человек - и уже сволочь».

Москва в картине «Застава Ильича» - настоящая живая декорация. Со знаменитого доходного дома Нирнзее в Гнездниковском переулке снимали виды Воскресенского переулка, Тверской улицы. Главные герои, гуляя, приходят и на Чистопрудный бульвар (5). Благодаря «Заставе Ильича» мы видим, какими были летняя эстрада, читальня, лодочная станция. ­Сегодня на их месте большое здание велнес-клуба. Показывают квартал на Тургеневской площади, на его месте сейчас громада с вывеской одного известного банка. Появляется и другой бульвар - Цветной (6), по нему ещё едут трамваи. Когда в начале ­2000-х гг. в этом месте проходила реконст­рукция Цирка Никулина, москвоведы кинулись искать фотографии здания ещё до перестроек. Найти изображения было большой проблемой. Подспорьем стали фильмы «Застава Ильича» и «Покровские ворота».  

Цветной бульвар.  Кадр из фильма

 

Что взбесило Хрущёва?

В 1965 г. лента вышла на экраны, и её посмотрели 9 млн человек. Но путь к зрителю у картины был трудный. В Кремле в 1963 г. состоялась встреча Хрущёва с деятелями культуры, первый секретарь ЦК КПСС обрушился на создателей фильма: «Даже наи­более положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма!» Фильм был действительно не идейный, а философский, лиричный. Персонажи размышляют о дружбе, верности, любви. Особенно Хрущёва взбесил финал: главный герой «встречается» с отцом, погибшим на фронте. Сергей спрашивает, как ему, 23-летнему, жить. Отец отвечает: «А мне 21. Ну как я могу тебе советовать?» В новом варианте отец сказал: «Я тебе завещаю Родину, и моя совесть до конца чиста перед тобой». Хуциев потом признавался: невероятно устал переделывать фильм по указке Хрущёва.

Справедливость восстановили только в перестроечное время. Комиссия по конфликтным творческим вопросам при Союзе кинематографистов СССР в 1988 г. по­становила восстановить авторскую версию «в связи с тем, что «Застава Ильича» бесспорно является ключевым произведением экрана начала 1960-х годов». 

 

 Источник: АиФ

Подписка на новости

Смотрите также:

Истории Москвы нужна ваша помощь! Истории Москвы нужна ваша помощь! Давайте поможем 700-летнему дубу выжить и подпишем петицию! Подробнее...
Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» В реальности на маршрут, на который герои любимого многими поколениями фильма «Я шагаю по Москве» тратят не так уж много времени, уйдет много часов. Подробнее...
Московская реставрация Московская реставрация Конкурс пройдет уже в 12-й раз. За все время участие в нем приняли свыше 800 человек и организаций, лауреатами стали более 400. Подробнее...
Городские суеверия: как москвичи гадали на Святки Городские суеверия: как москвичи гадали на Святки Святки — особое время от Рождества до Крещения. Именно в этот период, как считалось в старину, можно увидеть вещие сны или получить самые точные предсказания будущего. Подробнее...
Маршрут по местам съемок Маршрут по местам съемок Russpass запустил московский маршрут по местам съемок 8 отечественных фильмов Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru