В 1965 г. на экраны вышла киноповесть «Мне 20 лет» Марлена Хуциева. Сегодня мы знаем этот фильм под названием «Застава Ильича». Наша столица в картине, по мнению москвоведа Татьяны Воронцовой, играет столь же важную роль, что и актёры.
«Молодой, а уже сволочь»
Пожалуй, «Застава Ильича» - одна из лучших иллюстраций к периоду «хрущёвской оттепели». Создаётся впечатление: ты не фильм смотришь, а наблюдаешь за москвичами того времени. Мы видим массу символов жизни Москвы конца 1950-х - начала 1960-х. Танцы под радиолу во дворе, концерты перед киносеансами в кинотеатрах, десятки человек в очереди за прессой - после ХХ партсъезда и разоблачения культа личности Сталина газеты охотно раскупают.
Другие детали: заезжает во двор молочница, везущая товар на раздачу, огромные живописные афиши на глухих стенах домов, футбол на пустыре. Герои пьют газировку из автоматов, покупают пирожки, которые продавец заворачивает в кусочки крафтовой коричневой бумаги. У Мавзолея Ленина стоят часовые в валенках. На автобусе № 89 - табличка «Едет без кондуктора». В годы съёмок общественный городской транспорт переходил на новую систему: вместо кондукторов появлялись специальные устройства, куда надо было бросить 5 копеек и отмотать билет. Главный герой Сергей Журавлёв (Валентин Попов) возвращается из армии. Проходит по Большой Грузинской, затем в кадре пересечение Спиридоновки с Гранатным переулком. Отец парня погиб на фронте, Сергей живёт с матерью и сестрой в коммуналке в районе Заставы Ильича. Но Застава так и не покажется перед зрителем, её роль исполнит Спиридоньевский переулок. Все персонажи живут в доме 2/22 (1). 6-этажное помпезное здание с гигантской аркой чуть ли не в 4 этажа построено в 1930-е гг. в переходный момент между архитектурой авангарда и большого сталинского стиля.
На первомайской демонстрации Сергей знакомится с красивой девушкой Аней (Марианна Вертинская). Они отправляются на поэтический вечер в Политехнический музей (Новая площадь, 3/4) (2). Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Белла Ахмадулина были настоящими легендами. На выступления молодых поэтов тогда собиралось огромное количество народа. На вечере в фильме Булат Окуджава исполняет «Сентиментальный марш».
Что любопытно: поначалу у Хуциева не было сцен в Политехническом - они появились после того, как часть отснятого и смонтированного материала увидела министр культуры Екатерина Фурцева. Она была в восторге и предложила режиссёру сделать фильм двухсерийным, пообещала и денег под это выделить дополнительно. Кто же знал тогда, что она так «промахнётся», что другие идеологи нашепчут Хрущёву иные мысли о фильме и о том, что молодое поколение смотрит «куда-то не туда».
Собственно, реакция вождя потом и станет отражением сложносплетённых подковёрных игр во власти. Но это потом, а поначалу за идею Фурцевой Хуциев ухватился радостно: ковал железо, пока горячо. В Политехническом снимали два дня - на поэтические вечера не нужно было звать статистов: не то что объявления - полунамёка хватало, чтоб слеталось пол-Москвы. Поди отбейся от поклонников поэзии - зал оба дня был под завязку, разве что на люстрах не висели. И, кстати, читали стихи не только молодые поэты, были и постарше - в фильме мелькнули и Михаил Светлов, и Борис Слуцкий. Да и в других сценах «Заставы Ильича», уже не в Политехническом, нетрудно заметить знакомые лица: скажем, двух приятелей-режиссёров, двух Андреев, Кончаловского и Тарковского (они окончили ВГИК на пару-тройку лет позже Хуциева).
В картине Хуциева бывшие одноклассники Сергея Журавлёва - строитель Коля Фокин (Николай Губенко) и научный сотрудник Слава Костиков (Станислав Любшин). Коля занимается расширением Садового кольца. Нам показывают Земляной Вал в районе Верхней Сыромятнической (3). Земляной тогда увеличили за счёт сноса Зелёного бульвара. Видим Самотёку от Садовой-Самотёчной улицы до Сухаревки (4). На Садовой-Самотёчной ещё нет эстакады, она появится позже. Строитель Николай - ловелас и балагур. Но, когда начальник пробует завербовать его в стукачи, Фокин резко отказывается. Обсуждая случай с друзьями, герой Губенко говорит про вербовщика: «Молодой человек - и уже сволочь».
Москва в картине «Застава Ильича» - настоящая живая декорация. Со знаменитого доходного дома Нирнзее в Гнездниковском переулке снимали виды Воскресенского переулка, Тверской улицы. Главные герои, гуляя, приходят и на Чистопрудный бульвар (5). Благодаря «Заставе Ильича» мы видим, какими были летняя эстрада, читальня, лодочная станция. Сегодня на их месте большое здание велнес-клуба. Показывают квартал на Тургеневской площади, на его месте сейчас громада с вывеской одного известного банка. Появляется и другой бульвар - Цветной (6), по нему ещё едут трамваи. Когда в начале 2000-х гг. в этом месте проходила реконструкция Цирка Никулина, москвоведы кинулись искать фотографии здания ещё до перестроек. Найти изображения было большой проблемой. Подспорьем стали фильмы «Застава Ильича» и «Покровские ворота».
Что взбесило Хрущёва?
В 1965 г. лента вышла на экраны, и её посмотрели 9 млн человек. Но путь к зрителю у картины был трудный. В Кремле в 1963 г. состоялась встреча Хрущёва с деятелями культуры, первый секретарь ЦК КПСС обрушился на создателей фильма: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма!» Фильм был действительно не идейный, а философский, лиричный. Персонажи размышляют о дружбе, верности, любви. Особенно Хрущёва взбесил финал: главный герой «встречается» с отцом, погибшим на фронте. Сергей спрашивает, как ему, 23-летнему, жить. Отец отвечает: «А мне 21. Ну как я могу тебе советовать?» В новом варианте отец сказал: «Я тебе завещаю Родину, и моя совесть до конца чиста перед тобой». Хуциев потом признавался: невероятно устал переделывать фильм по указке Хрущёва.
Справедливость восстановили только в перестроечное время. Комиссия по конфликтным творческим вопросам при Союзе кинематографистов СССР в 1988 г. постановила восстановить авторскую версию «в связи с тем, что «Застава Ильича» бесспорно является ключевым произведением экрана начала 1960-х годов».
Источник: АиФ