Главная / История / Гардемарины в гостях у Пушкина. Как Москва сыграла... Санкт-Петербург

Гардемарины в гостях у Пушкина. Как Москва сыграла... Санкт-Петербург

В марте 1987 г. Светлана Дружинина закончила съёмки саги «Гардемарины, вперёд!», после её выхода вся страна влюбилась в Сергея Жигунова и Дмитрия Харатьяна - бравых гардемаринов.

В Юсуповский дворец приходит шпион де Брильи и предлагает Анастасии бежать с ним в Париж: «Анастасия, звезда моя!» © / Кадр из фильма

Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам приключений героев. 

«Анастасия, Звезда моя!»

Москвы в «Гардемаринах» много. Причём она играет как саму себя, так выступает и в роли Петербурга. Действие фильма происходит в XVIII в., и все архитектурные объекты для съёмок подобраны именно в этом контексте.

Гардемарин Александр Белов (Сергей Жигунов) влюбился и проводит ночи под окнами Анастасии Ягужинской (Татьяна Лютаева). Красавица под домашним арестом по подозрению в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны (Елена Цыплакова). Нам показывают великолепный дворец Юсуповых (Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 4) (1). Резиденцию мы видим и в сцене ареста графини Анны Бестужевой (Нелли Пшённая) и Анастасии Ягужинской. Сюда приходит шпион де Брильи (Михаил Боярский) и предлагает Анастасии бежать с ним в Париж: «Анастасия, звезда моя!» 

Дворец Юсуповых - интересное место, формировавшееся на протяжении конца XVII, XVIII и XIX вв. В его основе - сокольничий дом, охотничий дворец Ивана Грозного. Красивый памятник палатного зодчества с характерными деталями - небольшими колоннами с кокошниками, щипцовой крышей, большими каменными трубами. С января 2017 г. здание на капитальном ремонте, и фильм предоставляет возможность увидеть дворец Юсуповых изнутри - росписи потолочные и стенные, роскошную паркетную кладку, изразцовые камины, золочёную отделку. окети семьи Юсуповых не доживали до 26 лет

После побега Анастасия в сопровождении де Брильи и переодетого в Аннушку гардемарина Алёши Корсака (Дмитрий Харатьян) заезжает к тётке, игуменье Леонидии (Римма Маркова), в монастырь, в роли которого выступает «Коломен­ское» (пр-т Андропова, 39) (2). Когда карета въезжает на территорию монастыря, видим храм Казанской иконы Божией Матери с характерными синень­кими куполами. Ну и, конечно, главная досто­примечательность «Коломенского» - церковь Вознесения Господня. Это самая большая шатровая церковь Москвы, чем очень гордятся сотрудники музея-усадьбы. 

Подруга Алёши Корсака, сирота Софья Зотова (Ольга Машная), приезжает к тётке, надеясь на помощь, но её запирают под домашний арест. В окрестностях нетрудно узнать Крутицкое Патриаршее подворье (ул. Крутицкая, 17) (3) . Оно основано в XIII в. как монастырь, а потом превратилось в резиденцию епископов Сарских и Подонских. Тоже русское зодчество, кирпичная кладка, арочные проёмы, изразцовое оформление. Всё те же колонночки-кокошники, щипцовая крыша, как и в палатах Юсуповых. Крутицкое подворье - уголок Москвы, позволяющий совершить путешествие на машине времени на несколько столетий назад. Каменный комплекс, терем, переходы, храм. Рядом маленькие деревянные домики, булыжником мощённая дорога... 

Крутицкое Патриаршее подворье. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

 

Якобы северная столица

В картине есть интересный момент, когда московская достопримечательность - музей-усадьба «Кусково» (ул. Юности, 2) (4) играет роль сооружения в Петербурге - резиденции лейб-медика Лестока (Владислав Стржельчик).


Владение Шереметевых - усадьба, организованная на европейский, петербургский манер: строгая разбивка, классические здания дворцового типа. Поэтому режиссёр позволила себе такую вот вольность: в Москве снимать Санкт-Петербург. По аллее мимо домовой церкви скачет гонец и подъезжает к Большому дворцу. Когда Лесток из окна наблюдает за казнью Бестужевой и Лопухиной, мы видим кухонный флигель и колокольню церкви Спаса Всемилостивого. А с балкона, куда выходят лейб-медик и граф Василий Лядащев (Александр Абдулов), открывается чудесный вид на цветочный партер, оранжерею, усадебную скульптуру. Забавный момент: когда Лесток с гардемарином Сашей Беловым подходят к другому окну, нам показывают Петропавловскую крепость, тем самым говоря: мы в Петербурге.

 

Музей-усадьба «Кусково». Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ещё одну подмену видим, когда тот же гардемарин приезжает в Питер с рекомендательными письмами к графу Путятину. В кадре уникальные ворота и кусочек здания - это Музей-квартира Александра Пушкина (ул. Арбат, 53) (5) , здесь поэт с Натальей Гончаровой поселились после свадьбы. Опознать место помогли ворота с редким для Москвы рисунком: греческие меандры (тип орнамента. - Ред.) в виде кругов, похожих на солнце.

Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. Фото: Commons.wikimedia.org

Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!», 1987 год 

В картине штык-юнкер Котов (Виктор Павлов) говорит директору Навигацкой школы (Семён Фарада) забавную фразу: «Я замечаю в вас некоторую непокобелимость... Непоколебимость». Если бы эта история происходила на самом деле, герои разговаривали бы в московской Навигацкой школе, где учились гардемарины. Это знаменитая Сухарева башня, располагавшаяся на пересечении теперешнего Садового кольца и Сретенки, достопримечательность Москвы ­XVIII-XIX вв. и начала XX в. ­Башню называли даже «невестой Ивана Великого» (колокольни Ивана Великого в Кремле). Настоящее архитектурное чудо, высотная доминанта, постройка с богатой историей: в XVIII в. - Навигацкая школа, потом - Адмиралтейство, в конце XVIII в. башня стала водонапорной. А после революции там обосновался Московский коммунальный музей. К сожалению, здание уничтожено в 1930-е гг., хотя лет за 10 до этого получило статус памятника архитектуры вне категории. Башню снесли как объект, мешавший развитию городского наземного транспортного движения.

«Над сценарием «Гардемаринов» мы работали с Юрием Нагибиным, - рассказывает «АиФ» режиссёр Светлана Дружинина. - Писатель, драматург с даром прозорливости. Именно Нагибин меня «подсадил» на время. Кстати, рукопись, которую мне прислала Нина Соротокина, называлась «Трое из Навигацкой школы». А название «Гардемарины, вперёд!» - привет от другого писателя - Вениамина Каверина. В «Двух капитанах» у него есть слова «Гардемарины, вперёд!». На подмосковной даче мы с Вениамином Александровичем работали над неким сценарием. Ссоры доходили до того, что я выходила в сад, а он кричал: «Вы пошли не в ту сторону! Станция находится направо!» Потом, остынув маленько: «Вам яичницу из двух или из трёх яиц?» - «Из двух». Приносил скворчащую сковородку, восклицал: «Гардемарины, вперёд!», и мы поедали яичницу, выпивали конь­ячок и снова были невероятно дружны. Название фильма - дань памяти тем дням с Кавериным». 

 

 Источник: Аиф 

Подписка на новости

Смотрите также:

Поселок художников Поселок художников "Сокол": город-сад в Москве Есть в нашем городе удивительное место, попав в которое, абсолютно не веришь, что оно реально и сохранилось до наших дней сквозь годы истории. Подробнее...
Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» В реальности на маршрут, на который герои любимого многими поколениями фильма «Я шагаю по Москве» тратят не так уж много времени, уйдет много часов. Подробнее...
Маршрут по местам съемок Маршрут по местам съемок Russpass запустил московский маршрут по местам съемок 8 отечественных фильмов Подробнее...
Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича» Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича» Полную версию этого фильма показали только спустя 25 лет. Подробнее...
Истории Москвы нужна ваша помощь! Истории Москвы нужна ваша помощь! Давайте поможем 700-летнему дубу выжить и подпишем петицию! Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru