29.07.2016 17:45
Просмотров: 356
Гуляя по улицам столицы, можно путешествовать сквозь века: для каждого времени существовали свои каноны церковной архитектуры, и зодчие старались не нарушать их. И всё же из общего ряда московских церквей можно выделить несколько особенных храмов.
Вознесенский храм в Коломенском — единственная отдельно стоящая церковь в московском регионе, включённая в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И неудивительно: мало того, что она, если верить легенде, была построена в связи с рождением Ивана Грозного, она является ещё и одним из первых каменных строений в нашей стране.
Сегодня здания высотой 100 и более метров не кажутся нам чем-то особенным. Связано это с тем, что около 100 лет назад в строительстве стали применяться такие композиционные материалы, как железобетон, позволяющие создавать каркас здания, который берёт на себя всю нагрузку. В древней архитектуре эту нагрузку несли стены, и их толщина увеличивалась пропорционально высоте здания, поэтому дома выше 2–3 этажей никто не строил. Стоит ли говорить, что 62-метровая белоснежная каменная церковь поражала современников и казалась чем-то фантастическим?
Предположительно, строительством храма руководил итальянец Пётр Франческо Анибале, которого на Руси прозвали Петром Фрязиным(от русского «Франк», итальянец). И хотя на этот счёт у многих исследователей имеются сомнения, внимательно рассматривая архитектуру храма, становится понятно, что без участия иностранных архитекторов строительство не обошлось: так строить на Руси в те времена никто не умел.
При строительстве архитекторами были применены пристенные пилоны, что и позволило возвести здание таких размеров. Кроме того, в здании имеют место многочисленные «ренессансные элементы», никак не свойственные русскому зодчеству. Об участии иностранцев в строительстве говорят и его рекордно короткие сроки: церковь была возведена всего за 4 года.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на Малой Дмитровке, знают многие. Нарядный, белоснежный храм с синими куполами с виду не кажется каким-то особенным, но на самом деле эта церковь является последним в Москве храмом, построенным по древнему, шатровому принципу.
Долгое время на Руси церкви строили не по привычному для нас принципу: вместо купола здание храма венчалось шатром. Такие церкви появились на Руси в начале XVI века и не имели аналогов в мире.
В 1652 году патриарх Никон подписал запрет «строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». Связано это было с тем, что на Руси проводилась церковная реформа и нужно было отказаться от всего старого, а также с тем, что Патриарх стремился перенять византийский опыт строительства церквей. Однако на момент выхода постановления патриарха Церковь Рождества Богородицы в Путинках была уже практически закончена, и стала, таким образом, последним в Москве шатровым храмом.
Интересно, что строительство церкви велось не по инженерным чертежам, а по рисункам, и оттого она получилась особенно живописной и динамичной. Самая выделяющаяся её черта — маленькие декоративные башенки, никак не связанные с внутренней частью церкви. Кроме того, необычно в храме и то, что здание рассчитано на обзор с четырёх сторон.
С приходом к власти большевиков храм был закрыт не сразу, а только в 1935 году. Вскоре помещения были отданы московской дирекции «Цирк на сцене», и вплоть до распада СССР здесь дрессировали собак и обезьян. Вновь церковь на Малой Дмитровке заработала только в 1990 году.
Храм Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе притягивает взгляды прохожих: слишком уж он не похож на другие православные храмы столицы. На самом деле это один из немногих в Москве храмов, построенный по личному велению и проекту Петра I, и дающий понять, насколько взгляды царя-реформатора на церковную архитектуру отличались от исконных русских канонов.
Деревянная церковь Петра и Павла существовала в Капитанской слободе задолго до возведения каменного храма: ещё в 1695 году в документах появляются упоминания об окончании её постройки. Строительство каменного храма начинается в 1705 году. Из донесения Правительствующему Сенату Москвитина Василия нам известно, что: «...по именному царского величесва указу и по данному ему величества рукою рисунку, велѣнонамъ нижеименованонымъ, старостѣ съ приходскими людьми простить церковь за Мясницкими вороты, за Землянымъ городомъ, что въ Капитанской и Ново-Басманнойслободѣ, которая и прежде в том мѣстѣ была жъ, во имя св. Ап. Петра и Павла; и оная церковь, по оному отъ его величества рисунку, какъ исподняя, такъ и верхняя построены, а при том несовершенно».
Известно также, что Пётр I лично пожаловал на строительство храма 2000 рублей — огромную по тем временам сумму. Впрочем, судя по всему, царь быстро забыл о храме, так как в дальнейшем строительство велось без всякого его участия, а в 1714 году оно было и вовсе прервано из-за запрета на возведение каменных строений в Москве. Построен храм был только к 1723 году.
Этот храм — классический пример петровского барокко, которое имеет мало общего с древнерусской традицией и ориентировалось больше на шведскую, немецкую и голландскую архитектуру. Интересно, что уже после смерти Петра архитекторы не пытались изменить его задумку, а наоборот, дополняли её. Так, в 1745 году ансамбль храма дополнила колокольня, а уже после распада СССР, в 1996 году, сюда была перенесена барочная кованая решетка XVIII века, которая осталась от церкви на Большой Спасской улице после её сноса. Во время реставрации храма в 1960-е годы колокольню снабдили шпилем, который ещё больше придал ей сходства с голландским католическим храмом. Долгое время в Советском Союзе в храме располагался НИИ «Геофизика», верующим здание было передано только в 1990 году.
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — один из самых загадочных храмов в московском регионе. Мы ничего не знаем ни о том, кто проектировал его, ни о том, кто его строил.
Строительство храма в Дубровицах связано с двумя ключевыми фигурами в русской истории XVII–XVIII века: князем Борисом Голицыным и Петром I. В 1689 году Голицын, воспитатель Петра I, был оклеветан, и ему было предписано вернуться в свою деревню. Впрочем, гнев самодержца быстро сменился на милость, и уже спустя год Голицын вернулся в Москву, где ему было пожаловано дворянское звание. Строительство церкви было начато именно в связи с примирением князя и царя, и во многом поэтому храм выполнен в стиле барокко, которое так нравилось Петру I и было совершенно не свойственно для России.
Строительство храма было завершено в 1699 году, но освящён он был только спустя пять лет. Историки связывают это с тем, что князь хотел пригласить Петра на освещение храма, что было довольно трудно, так как царь в то время почти не посещал Москву. Существует и другая версия: освящению храма препятствовал Патриарх Адриан, которому претил барочный вид церкви.
Церковь неоднократно подвергалась реконструкции, причём одна из них проходила в Советском Союзе, уже после того, как храм закрыли в 1930-е. Интересен и такой факт: после того, как в 1812 году Дубовицы заняли части Наполеоновской армии, эта церковь не была осквернена. Ей вообще не было нанесено никакого вреда. Учитывая всё то, что французы вытворяли в других православных московских храмах, это кажется удивительным. Возможно, их подкупила такая близкая для европейцев барочная архитектура церкви и её красота.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, кроме собора Покрова на Рву (Храма Василия Блаженного), сохранившийся многостолпный храм XVI века. Учёные до сих пор спорят, какой из этих храмов является более ранним, но одно можно сказать совершенно точно: церковь в Дьякове позволяет понять, как выглядел знаменитый храм на Красной площади много веков назад, ведь сразу после постройки он не был цветным.
Уникальна эта церковь хотя бы потому, что никто точно не знает, когда она была построена и по какому случаю. Началось строительство, по разным мнениям историков, между 1529 и 1580 годами, а когда окончено — достоверно не знает никто. Что касается события, к которому было приурочено строительство храма, то и по этому поводу мнения учёных разнятся. По одной из версий, его построили в связи с зачатием или рождением будущего Ивана IV, а по другой — Иван Грозный заложил церковь как молельный храм за своего сына, царевича Ивана, который родился в 1554 г.
После революции в храме долгое время, несмотря на его закрытие, проходили службы, однако в 1957 году они прекратились. Много лет этот уникальный памятник стоял заброшенным и постепенно разрушался. Вновь он был освящён в 1992 году, а в 2008–2009 годах в нём были проведены масштабные реставрационные работы, позволившие по-новому взглянуть на этот уникальный и загадочный храм.
Источник: АиФ
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru