Главная / Интересное / В Москве открылся музей "Собрание"

В Москве открылся музей "Собрание"

В Москве появился частный музей Давида Якобашвили «Собрание», интересный не только своей коллекцией, но и тем, как он устроен.

Можете ли вы сразу сказать, не заглядывая в интернет, что такое целестина и органетта, оркестрион и серинет и даже автоматон? Здесь возможны два варианта ответа: знаю и не знаю, оба приводят к одинаковым последствиям — ​к визиту в московский музей «Собрание», частный музей, основанный бизнесменом, вице-президентом РСПП Давидом Якобашвили. Если не знаете ответа — ​чтобы увидеть его живьем, если знаете — ​чтобы восхититься звуком. Потому что в музее практически все играет и поет, и за время экскурсии (три в течение дня, вход только по записи, зато бесплатный) можно услышать многое.

Музей, открытый на Солянке в новом здании, настолько удачно вписался в исторический ландшафт, что многим кажется, будто они помнят его с детства. Некоторые посетители так и говорят: «Меня сюда еще мама водила! Я знаю здесь каждый закоулок!» Но память обманчива, здание построили уже в нашем десятилетии специально для коллекции, более того, внутреннее пространство дорабатывали по ходу строительства, потому что, пока шла стройка, росло и число экспонатов.

Изначально их было 460 — ​сперва в коллекции шведа Билла Линдваля, с которым Якобашвили дружил и у которого в начале века купил коллекцию шарманок и прочих curiosite. Страсть заразительна, в итоге перед нами не просто собрание антиквариата, но настоящий музей, рассказывающий в том числе и о культурных феноменах — ​те же автоматоны напоминают об оживающих куклах романтиков и связанных с ними мифах, иллюзиях и страшилках, причем традиция Гофмана не исчезает в веках, продолжаясь в «Трех толстяках» Олеши и голливудских блокбастерах.

Сегодня экспонатов более 20 000, на четырех этажах здания выставлено лишь три тысячи, их довольно часто меняют, и часовой обзорной экскурсии хватает лишь на составление общего представления об интересах коллекционера — ​они поражают разнообразием. Старинные географические карты и механические куклы, и автоматы, часы напольные и настенные, русская графика XIX века и табакерки, дисковые и валиковые музыкальные шкатулки, механические пианино, цилиндрические фонографы и фисгармонии.

Фото автора

Здесь все звучит: в каждом разделе обязательно что-нибудь дадут попробовать на слух, экскурсовод заведет шарманку, механическое пианино или птичку в клетке. И даже если за давностью лет износился встроенный фонограф внутри автоматона (обычно это движущаяся фигура человека в полный рост), фигура хотя бы погримасничает, похлопает глазами и подвигает губами. Хотя почти все в рабочем состоянии, тем более что у музея свои реставрационные мастерские, а если какие специалисты по настройке у нас в дефиците, их пригласят из-за границы.

Механика в большинстве случаев — ​как раз в заграничных экспонатах, связанных с именами выдающихся часовщиков, таких как Абрахам Луи Бреге и Уильям Конгрив и Робер Уден (из его фамилии появился позднее псевдоним знаменитого иллюзиониста Гудини) или создателей фонографов и граммофонов, как Томас Эдисон и Шарль Пате. От Российской империи экспозиции досталась шарманка, сделанная до революции на одесской фабрике органов и оркестрионов Иоганна (Ивана) Нечады. Надпись на передней панели «Балковская № 191» обозначает адрес, по нему можно понять, когда создан инструмент, нумерация домов в Одессе поменялась в конце XIX века. Шарманка весит 20 килограммов и уже тогда стоила астрономическую сумму — ​900 рублей золотом.

Неподалеку — ​переносной орган, сделанный после Второй мировой одним из представителей знаменитой тбилисской семьи мастеров Китесовых. Связанного с Кавказом в коллекции немало — ​и благодаря графике Александра Орловского, запечатлевшего представителей местных народов, и многочисленным картам Кавказа и Средиземноморья. Есть даже иллюстрации к «Витязю в тигровой шкуре» Шота Руставели, выполненные придворным художником Михаилом Зичи, его графики вообще много.

 

Лишь в два зала на обзорной не заходят — ​художественного стекла и художественного металла. Сюда водят на тематические экскурсии, среди первоклассных эмалей и удивительных предметов — ​подносов, чайников, шкатулок, чарок и корчиков (разновидность чарки в форме ковшика) — ​можно провести по часу, а то и два. В зале металла показывают русских мастеров, причем не только работавших на Фаберже; фирмы Ореста Курлюкова, Андрея Постникова, Антипа Кузьмичева, продукция мастерских княгини Тенишевой были знамениты в мире.

Фото автора

Коллекции начинают жить в тот момент, когда их экспонаты дают на другие выставки. «Собрание» участвует во многих проектах, самый известный из последних — ​ретроспектива Паоло Трубецкого в Третьяковке, почти половина экспонатов была с Солянки. Скульптор долго жил в Италии, Америке и Франции, за границей находилась и большая часть заказчиков. Якобашвили выкупал у их потомков и наследников самого Трубецкого работы, чтобы вернуть на родину (в целом четыре пятых экспонатов музея приобретено за границей). Они занимают важное место в музее, среди выставленного — ​портреты членов семей Ротшильдов и Вандербильтов, эффектный Карузо и запечатленная в 1911 году пластическая танцовщица Тамара Свирская (1883–1972), русская ученица Айседоры Дункан.

Раздел русской бронзы вообще ярок: здесь Антокольский и Либерих, Лансере и создатель памятника Пушкину на Страстном Опекушин.

Музей открыт публике во всех смыслах: кроме лекционной программы есть занятия с детьми разных возрастов, они тоже бесплатные, а самым маленьким еще и дарят книги-раскраски. Но едва ли не главное в деле популяризации — ​отлично сделанный сайт с 2500 фотографиями экспонатов и видео того, что не стоит заводить каждый день, но так хочется показать в движении, а еще много музыки, оцифрованы и выложены 645 треков, всего в коллекции около 20 000 музыкальных носителей. Чтобы слушатель не терялся, записи группируют по темам. Так, к Международному дню джаза выложили записи 20–30-х годов: Эллингтон, Гершвин, Грин, Делани. А к 70-летию создания фирмой RCA пластинки на 45 оборотов — ​записи от Ната Кинга Коула до Энгельберта Хампердинка.

Как всякий организм, музей жив, пока развивается. «Собрание» дышит, экспонаты в залах сменяют друг друга, множатся этикетки с подписями (выбранный музеем формат открытого хранения не предполагал их вовсе), появляются новые пространства. В работе музыкальная гостиная, где можно будет познакомиться с библиотекой звука — ​она включает старинные бумажные роллы и металлические диски, на которые путем перфорации наносилась музыкальная нотация, восковые валики для фонографов, грампластинки из шеллака и винила.

В идеале музей может окончательно стать европейским и открыть общедоступную библиотеку. Его коллекция специализированная, книг и баз данных по этой тематике даже в Москве не так уж и много. В европейских музеях библиотеки давно общедоступные, с фиксированными часами работы для публики — ​такого не было в СССР, такого нет и в современной России. В этом смысле Минкульт не думает об интересах налогоплательщиков и не облегчает доступ к информации, руководствуясь давно отжившими представлениями о музейной жизни. Частные коллекционеры могли бы показать пример государству.

Фото: Ольга Воробьева

Тем удивительнее обстоятельства, случившиеся с самим «Собранием» в июне: музей попал в заголовки новостей не благодаря своему изяществу, а из-за проведенных ФСБ обысков. Вскоре выяснилось, что в музей «зашли по ошибке», целью был расположенный в том же здании офис Якобашвили, участника спискa Forbes втянули в расследование дела о Ейском портовом элеваторе. Казалось бы — ​где коллекция и где элеватор, но некоторые вопросы у нас задавать бессмысленно. К счастью, закрылся музей ненадолго и уже наутро возобновил работу, хотя сам Якобашвили теперь на какое-то время перестал водить экскурсии. А вообще, говорят, любит, помнит наизусть историю чуть ли не каждого экспоната. Но коллекционеры в России еще со времен Щукина, Морозовых и Костаки знают, как панибратски государство способно обходиться с их собственностью, открывая музей, можешь лишь быть благодарным, если нежданные гости просто зайдут, посмотрят и уйдут. Правила игры сформировались не вчера.

ВОТ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИЗ ПЕРВОГО АБЗАЦА ТЕКСТА:

Целестина — ​не только женское имя, но и клавишный инструмент с 14-ю регистрами и тремя клавиатурами. Изобретен в 1775 г.

Органетта — ​1) маленький орган; 2) итальянский диатонический аккордеон.

Оркестрион — ​автоматический механический инструмент, имитирующий звучание оркестра.

Серинет — ​маленький органчик высокого строя с рукояткой. Применяется для приучения птиц к пению мелодий, прежде всего, для чижиков (по-французски их как раз зовут serin) и канареек (на латыни serinus serinus).

Чижовка — ​русское название шкатулки для обучения птиц пению.

А про автоматон теперь и так должно быть понятно.

Иначе к чему была эта статья?

 

 

Источник: Новая Газета 

Подписка на новости

Смотрите также:

Мыло из подмосковных растений Мыло из подмосковных растений Некоторые виды мыла могут негативно влиять на кожу, вызывая аллергические реакции. Ученице медицинского класса школы №1354 "Вектор" Инне Старушко удалось найти замену обы... Подробнее...
Технопарк Физтех-лицея имени П. Л. Капицы Технопарк Физтех-лицея имени П. Л. Капицы Самый большой в России Технопарк для детей! Здесь смогут ежегодно заниматься порядка 10 тысяч ребят со всей страны. Подробнее...
Роботов научили украшать новогодние елки в МФТИ Роботов научили украшать новогодние елки в МФТИ В лаборатории волновых процессов и систем управления МФТИ автономных гуманоидных роботов задействовали в украшении новогодней ели. В процессе поучаствовали робот-футболис... Подробнее...
В поисках своего пути: открытия начинаются с тебя! В поисках своего пути: открытия начинаются с тебя! Студенты Университета МИСИС рассказали, почему стоит выбрать технический вуз для развития. Подробнее...
Станция юных техников «Солнцево» Станция юных техников «Солнцево» На станции более 10 лет работает несколько технических кружков. Одно из направлений — техническое моделирование, здесь дети развивают трехмерное воображение, учатся разра... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru