Главная / История / Горбатого брали на Яузе. Где и как снимали «Место встречи изменить нельзя»

Горбатого брали на Яузе. Где и как снимали «Место встречи изменить нельзя»

Ради фильма Говорухина МУР открыл свои двери.

 
Все, конечно, помнят этот эпизод: «А теперь Горбатый!»
Все, конечно, помнят этот эпизод: «А теперь Горбатый!» © / Кадр из фильма

Многосерийный фильм о работе Московского уголовного розыска «Место встречи изменить нель­зя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». На «Одесской киностудии» сценарий был утверждён весной 1978 года. Однако все натурные съёмки велись в Москве. По местам тандема Жеглов-Шарапов нас провела москвовед Татьяна ­Воронцова

Найти Москву прошлого

Перед Станиславом Говорухиным стояла сложная задача: съёмки велись в конце 1970-х, а на экране нужно было создать ауру послевоенной Москвы 1945-1946 гг. Из-за этого одни столичные места порой играли роль других.

В начале фильма командир разведроты, работающий ныне в МУР­е, Владимир Шарапов (Владимир Конкин) идёт по прос­пекту Маркса (ныне Театральный пр‑д) (1). В кадре — витрины гостиницы «Метрополь», арка Треть­яковского проезда, памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. И вдруг ляп — рядом с Шараповым — новенький автомобиль «Жигули» и палатка «Союзпечати» из 1960-х.

Новенький автомобиль «Жигули» и палатка «Союзпечати» из 1960-х. 

Дальше перед нами — знаменитая Петровка, 38 (2). Говорухину удалось договориться о съёмках на территории ГУВД МВД. Там собралась вся команда начальника бригады отдела МУРа по борьбе с бандитизмом Глеба Жеглова (Владимир Высоцкий). Кстати, раньше на месте главного здания ГУВД были Петровские казармы. В 1834 г. там содержался под арестом публицист и революционер Огарёв, друг и родственник Герцена. Во второй серии после танцев под гармошку во внутреннем дворике Петровки весь МУР уезжает на уборку картошки. Несколько раз мы видим стоящий по соседству храм Иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими Воротами (1‑й Колобовский пер., 1, стр. 2) (3)

Дальше перед нами — знаменитая Петровка, 38.
Дальше перед нами — знаменитая Петровка, 38. 

Бандиты тем временем назначают встречу оперативнику из Ярославля Васе Векшину, пытающемуся внедриться в банду «Чёрная кошка», на Чистопрудном бул.(4) Виден знаменитый дом «со зверями» 1908 г., принадлежавший храму Троицы на Грязех (Чистопрудный бул., 14, стр. 3) (5) . И тут же киноляп: мелькает красно-белая телефонная будка образца 1970‑х гг., стоят автомобили ГАЗ-24.

Знаменитый дом «со зверями» и красно-белая телефонная будка образца 1970‑х гг.
Знаменитый дом «со зверями» и красно-белая телефонная будка образца 1970‑х гг. 

Один из воров приезжает и уезжает с Чистопрудного бул. на трамвае маршрута «А» с бортовым номером 2170. На нём же в «Покровских воротах» катались Людочка с Хоботовым, он же в «Мастере и Маргарите» 1994 г. отрезал голову Берлиозу. Забавно: во второй серии «Места встречи» трамвай с номером 2170 следует уже по маршруту № 29 — по 1-му Сельскохозяйственному пр-ду (6). В нём ловят вора-карманника Кирпича (Станислав Садальский), выходят они в районе ВДНХ. Жеглов говорит: «Свидетелей и потерпевшую просим пройти за нами в отделение милиции. Здесь недалеко». И через минуту они оказываются на... Садовой-Сухаревской, д. 5 (7). В особняке 1908 г. в стиле модерн архитектора Аполлоса Правдина на момент съёмок располагалась музыкальная школа, а вовсе не отделение милиции. 

В особняке 1908 г. в стиле модерн архитектора Аполлоса Правдина на момент съёмок располагалась музыкальная школа, а вовсе не отделение милиции.
В особняке 1908 г. в стиле модерн архитектора Аполлоса Правдина на момент съёмок располагалась музыкальная школа, а вовсе не отделение милиции. 

 


Жеглов выведывает у Кирпича адрес Верки-модистки (Людмила Давыдова): 6-й пр-д Марьиной Рощи, 10. После войны этот район был рабочей окраиной с одно-, двухэтажными деревянными домиками. В 1970-е на месте хибар стояли уже современные панельные 9-12-этажные дома. Поэтому Марьиной Рощей «назначили» Сокольники: там мелкие деревянные п­остройки только готовились к сносу. И когда оперативники приезжают в Марьину Рощу на квартиру к Верке-модистке, в действительности они оказываются на Сокольнической пл. у дома № 4 (8). В кадре появляется и храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). 

 

 

 
 
 
У наземного вестибюля станции метро «СОКОЛЬНИКИ». 1979 год и наши дни
Фото: Кадр из фильмаАиФ / Эдуард Кудрявицкий

«Подмена» есть и в истории с подкидышем. Жеглов говорит Шарапову: надо мальчика отвезти в роддом Грауэрмана — в 1940-е он находился на Большой Молчановке. Но к моменту съёмок там уже прорубили проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Поэтому роддомом стало здание в Собиновском пер., 9 (ныне М. Кислов­ский) (9).


«Кошка» в коробке

Когда оперативники едут по вызову в ограбленный магазин, нам показывают Яузу и окрестности Яузского бул. В доме 1/5 на Серебрянической наб. действительно был продуктовый (10). Именно про эту точку Жеглов впоследствии скажет: «Место встречи изменить нельзя». Однако вход в подвал магазина — бутафорский. Художники изготовили короб с высоким порогом и дверью-люком. Горбатый (Армен Джигарханян), Жжёный (Александр Абдулов), Промокашка (Иван Бортник), Левченко (Виктор Павлов) и др. прятались в этой тесной коробке и вылезали наружу по команде. Все, конечно, помнят этот эпизод: «А теперь Горбатый!» 

Вход в подвал магазина — бутафорский
Вход в подвал магазина — бутафорский 

В сценах поимки Маньки-Облигации (Лариса Удовиченко) появляется плавучий ресторан «Прибой» у Якиманской наб. (11). «Поплавки» — рестораны на теплоходах - до 1970-х оставались модными и одновременно недорогими заведениями.

Перед задержанием вора в законе Ручечника (Евгений Евстигнеев) и его сообщницы Волокушиной (Екатерина Градова), промышляющих кражами шуб в театрах, Шарапов и Жеглов прогуливаются около Большого театра. Только это не всеми узнаваемый вид со сторублёвой купюры, а боковой фасад с металлическими опорами со стороны Петровки.

 Шарапов и Жеглов прогуливаются около Большого театра
Шарапов и Жеглов прогуливаются около Большого театра 

А за Фоксом (Александр Беляв­ский) муровцы охотятся в ресторане «Астория». Снимали это в гостинице «Центральная», бывшей булочной Филиппова (Тверская ул., 10) (12). Последние лет восемь здание на ремонте. Но благодаря картине «Место встречи изменить нельзя» зритель может увидеть кладку на полу, лепнину в зале, раритетную мебель. А дальше Фокс прыгает через окно на улицу, следом за ним — Шарапов. Выпрыгивают они с Тверской, а оказываются... на Малой Полянке в Замоскворечье — снова мистификация!

«Асторию» снимали в гостинице «Центральная», бывшей булочной Филиппова.
«Асторию» снимали в гостинице «Центральная», бывшей булочной Филиппова. 

«Работать с Высоцким было нелегко, — рассказал «АиФ» актёр Владимир Конкин, исполнитель роли Шарапова. — Вот он — добрый, прекрасный, а через три секунды меняется в лице, ор, вопли... Я в такой ситуации никогда не оказывался. Было настолько тяжело, что, не сказав никому ни слова, упаковал чемоданы и решил возвращаться домой в Киев. Слава богу, зашёл Витя Павлов: «Пойдём на воздух, я тебе почитаю сценарий». И так произносил каждую реплику героев «Места встречи», что я чуть не помер со смеху. Я продолжил работать. И рад, что не покинул тогда площадку. Почему? Потому что фильм получился на века». 

 Источник: АиФ 

Подписка на новости

Смотрите также:

Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» В реальности на маршрут, на который герои любимого многими поколениями фильма «Я шагаю по Москве» тратят не так уж много времени, уйдет много часов. Подробнее...
Истории Москвы нужна ваша помощь! Истории Москвы нужна ваша помощь! Давайте поможем 700-летнему дубу выжить и подпишем петицию! Подробнее...
Необычные дома: «Современники крутили пальцем у виска» Необычные дома: «Современники крутили пальцем у виска» Бродя по просторам сети, наткнулась на список московских зданий — самых необычных, самых ярких, созданных по проектам самых талантливых архитекторов. Подробнее...
Городские суеверия: как москвичи гадали на Святки Городские суеверия: как москвичи гадали на Святки Святки — особое время от Рождества до Крещения. Именно в этот период, как считалось в старину, можно увидеть вещие сны или получить самые точные предсказания будущего. Подробнее...
Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича» Часовые в валенках стоят. Как и где снимали «Заставу Ильича» Полную версию этого фильма показали только спустя 25 лет. Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru