По местам съёмок лирической комедии «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.
Красная — проезжая
В самом начале кинокартины «Я шагаю по Москве» показано, как в 1950-1960-е гг. город у нас подрос: многоэтажные здания стали точками, с которых открываются чудесные панорамные виды. Съёмки в картине ведутся с высотки на Котельнической набережной — видим Кремль, Москву-реку. Ещё нет гостиницы «Россия» — на её месте стилобат так и не построенной в итоге восьмой высотки. С высотки МИДа нам показывают Плющиху, Ростовские переулки, Бородинский мост, Девичье поле, Денежный переулок, Большой Устьинский мост. Видим Киевский вокзал с подъездными путями и не снесённые ещё старые кварталы Дорогомилова, гостиницу «Украина». На горизонте — любимый операторами ракурс на высотку МГУ.
Чуть позже нам показывают Красную площадь, по которой едут машины (1). Это уже всеми забытая история, что главная площадь страны была вполне себе проезжей, по ней ходил общественный транспорт. А до 1930-х годов там вообще трамваи ходили, разворотный круг как раз был у Исторического музея. Только в 1974 г. с Красной площади вывели транспорт. И отдали главную достопримечательность Москвы на откуп туристам и пешеходам.
В картине гость из Сибири — монтажник Владимир Ермаков (Алексей Локтев) — знакомится с метростроителем Николаем (Никита Михалков). Володя пытается выяснить, где находится Строительный переулок. Начнём с того, что в Москве никогда не существовало Строительного переулка, а были улица Строителей и Строительный проезд. Но в кино другие законы, поэтому в метро сибиряку дают рекомендации: выйти на станции «Кировская» (ныне «Чистые пруды»). Наши герои выходят на Чистопрудный бульвар (2), где Володю кусает собака.
Нам показывают окрестности, старые автоматы с газированной водой, сам пруд. В роли Строительного переулка выступает Кривоарбатский (3) — место, находящееся достаточно далеко от Чистопрудного бульвара. Как потом выясняется, поблизости живёт Коля. Напротив его дома на сгибе Кривоарбатского переулка — замечательное кафе. На самом деле его не существовало, это киношная декорация. Камера разворачивается, перед нами — красивая перспектива на Министерство иностранных дел, по левой стороне — сохранившаяся старая застройка. Мы видим квасную бочку и очередь к ней. Здание, в котором жил герой Никиты Михалкова, в 1960-х было отдано Кремлёвской поликлинике, и весь нарядный декор, который в фильме можно увидеть на доме, стесали. Сегодня это двухэтажная постройка, в которой сложно опознать то красивое здание из фильма «Я шагаю по Москве».
Памятники умываются
К Коле приходит друг Александр Шаталов (Евгений Стеблов), и они отправляются в военкомат. Мы видим проход героев по площадке у только что построенного, но ещё не работающего кинотеатра «Россия» (Пушкинская площадь, 2) (4). Интересно, что откроется кинотеатр как раз показом картины «Я шагаю по Москве»!
Герои Михалкова и Стеблова попадают на Садовую-Спасскую (5) с её вечным ремонтом. В фильме звучит смешной и актуальный до сегодняшнего дня вопрос: «Простите, пожалуйста, вы случайно не клад здесь ищете?.. Вы уже здесь четвёртый раз копаете, на этом месте».
Дальше Коля и Саша идут искать свадебный костюм в главный магазин Москвы — целый ряд сцен происходит в ГУМе (Красная площадь, 3) (6). Магазин долгие годы — с середины 1930-х до 1954-го — не являлся крупным торговым центром. Там были конторы, всевозможные учреждения и даже коммунальные квартиры. 3-я, дальняя от Красной площади, линия была отдана под коммуналки НКВД. И только при Хрущёве всю эту пёструю компанию из ГУМа выселили, провели ремонт, и снова, как в былые времена, место стало главным торговым центром столицы. Благодаря фильму видим устройство ГУМа сразу после открытия: фонтаны, магазины, вывески, зеркала, выносные ларьки. И урны... необычные, таких сегодня нет.
Заключение брака горе-жениха Саши и его невесты Светы (Ирина Титова) проходит в реальном загсе — в доме 44 на Ленинском проспекте до сих пор располагается загс (7).
В одной из сцен Коля и сибиряк Володя заходят за продавщицей грампластинок Алёной (Галина Польских), живущей в районе Кутузовского, но не застают девушку дома. Герои ссорятся у только-только открытой Бородинской панорамы (Кутузовский просп., 38, стр. 1) (8). На самом деле первая Бородинская панорама была построена на Чистопрудном бульваре в 1912 г., в год столетия победы над Наполеоном. Но, когда началась Первая мировая и в этой войне французы уже были нашими союзниками, мы сочли, что подобная экспозиция не очень корректна. В 1918-м здание разобрали. А к 150-летию Бородинской битвы в 1962-м новую панораму открыли на Кутузовском проспекте. Это здание и запечатлено в фильме.
А дальше наши герои оказываются в ЦПКиО им. Горького — главном месте проведения культурного досуга москвичей (Крымский Вал, 9) (9). Очень хорошо показаны и колоннада центрального входа, и ландышевые аллеи, и стеклянные кафе, и Зелёный театр, где проходили всевозможные концерты и конкурсы. В кадр попадает дискотека, через неё пробегают главные персонажи. Этот танцпол считался главным местом сбора московских стиляг.
В фильме есть чудесная сцена: памятники умываются. Нам показывают, как моют памятники Пушкину, Гоголю, Маяковскому и ещё целый ряд московских монументов.
Ну а завершается фильм в метро — ведь Николай у нас метростроевец. Станция «Университет», где происходит действие, в момент съёмок была конечной, «Проспект Вернадского» и «Юго-Западную» открыли позже. Но в картине герои тем не менее уезжают в разные стороны.
Ну а в финале герой Никиты Михалкова едет на эскалаторе, звучит замечательная песня «А я иду, шагаю по Москве». Лиричный город периода оттепели — именно такой предстаёт перед нами столица: красивой, современной, уютной и романтичной...
Источник: АиФ