18.09.2018 12:05
Просмотров: 7972
Участок на пересечении Малой Семёновской и Лаврентьевской (ставшей впоследствии Электрозаводской) улиц владелец московской фабрики по производству драдедамовых платков Василий Носов выкупил у своего родственника Никиты Жучкова в 1870-е годы. Первым по заказу семьи на Малой Семёновской поставили дом 5 — производственный комплекс. Затем появился дом 1 — кирпичный двухэтажный особняк, в котором Носовы прожили до 1902 года. Именно тогда женился единственный сын купца — тоже Василий Носов. Жить в одном доме с сыном и невесткой, ЕвфимиейРябушинской, глава семьи не захотел, и по соседству, на территории сада, началось возведение отдельного деревянного здания для старого промышленника. Проект особняка было решено заказать самому модному на тот момент русскому архитектору, основоположнику московского модерна, Льву Кекушеву.
Зодчий взялся за проект сразу по окончании работ над домом Миндовского на Поварской улице. От этого различия между зданиями так резко бросаются в глаза: носовский дом смотрится куда проще и лаконичней. В архитектурном облике особняка принято находить черты франко-бельгийского модерна, основанного на использовании классических элементов барокко и рококо на манер ар-нуво. Одновременно во внешнем виде здания легко найти «чисто российские» приметы — вписанную круглую веранду, отсылающую к дачным постройкам. О сельской местности напоминает и ограда — невысокая и ажурная. Особняк строили из дерева в несколько слоёв, поставленный сруб обшили досками. В собственном доме Носов оставался до 1917 года. Впоследствии здание отдали юношеской библиотеке, благодаря чему внутренняя отделка смогла практически полностью сохраниться. Сейчас попасть в дом тоже довольно просто: в особняке работает молодёжный историко-культурный центр, регулярно организующий творческие вечера.
В 20 минутах ходьбы от владения Носовых, в четвёртом доме по Измайловскому шоссе, жила другая семья старообрядцев, членов Преображенской общины — Гусаровы. Простой трёхэтажный дом неизвестный архитектор поставил в 1840-х годах. Фасад и отделка деревянного здания кажутся типичным образчиком жилой застройки своего времени: первый дом Носовых выглядит точно так же. После революции здание на Измайловском шоссе отдали под школу, а затем оставили в составе имущества Министерства образования. Сейчас здесь располагается Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов.
История дома 53 на Тимирязевской улице в одноимённом парке складывалась совсем по-иному. Построить здание среди дач на бывшем Новом шоссе в 1872 году Климент Тимирязев решил для сотрудников Московского университета и Петровской земледельческой и лесной академии. Многие сравнивают старый деревянный дом с теремом, но к русскому зодчеству здание имеет отдалённое отношение — дом возведён по типовому английскому проекту, прибывшему с Тимирязевым из Лондона. На втором этаже здания поселилась семья датского агронома Рихарда Шредера. Первый этаж занял отечественный почвовед Василий Вильямс, считающийся дальним родственником Джека Лондона. Сейчас здание по-прежнему принадлежит сельскохозяйственной академии: на первом этаже живут потомки Вильямсов, а второй работает как архив.
Сохранившийся неподалёку от Чистопрудного бульвара деревянный дом 7 в Гусятниковом переулке появился здесь в 1880 году по заказу Эдуарда фон Беренса. Потомственный дворянин специализировался на страховании и занимал пост главы Московского страхового общества. Ему же принадлежал расположенный по соседству дом 2 по переулку Огородная слобода, где работает посольство Швейцарии.
Деревянное здание попало в городскую казну ещё до революции, в 1903 году, и было переделано в училищный дом по проекту Николая Благовещенского. В советское время в здании поселился режиссёр Григорий Рошаль, затем разместилось строительно-монтажное управление. Сейчас особняк пустует.
Рядом с деревянной избой, выполненной в традициях русского зодчества, на Погодинской улице когда-то стояла целая усадьба. Строительство в 1856 году затеял предприниматель и меценат Василий Кокорев. Проектом руководил архитектор Николай Никитин. По окончании строительства усадьба была подарена историку-славянофилу Михаилу Погодину. Кокорев задумал отдать дань увлечению учёного классическим русским зодчеством. Погодин поселился в несохранившемся большом доме, а избу использовал в качестве так называемого «древлехранилища», собирая здесь различные исторические артефакты.
При жизни историка здание служило местом частых встреч философов-славянофилов и литераторов: Юрия Самарина, Алексея Хомякова, Фёдора Чижова, Михаила Лермонтова и Николая Гоголя. Дмитрий Погодин, сын знаменитого историка, указывал, что именно здесь последний написал первый том «Мёртвых душ» и отредактировал «Тараса Бульбу». «Незабвенный Николай Васильевич Гоголь переселился к нам на Девичье поле прямо из знойной Италии. Он был изнежен южным солнцем, ему была нужна особенная теплота, даже зной; а у нас кстати случилась над громадной залой с хорами большая, светлая комната, с двумя окнами и балконом к восходу солнца, царившего над комнатой в летнее время с трёх часов утра до трёх пополудни», — пишет он. В советское время в избе располагалось районное отделение общества охраны памятников, сейчас здание сдаётся внаём коммерческим структурам.
Дом 9 в Мансуровском переулке, появившийся в 1830-х годах, прославился благодаря другому литератору. Первоначально земля и стоящая на ней усадьба принадлежала титулярному советнику Сергею Мельникову, но после пожара 1812 года пепелище было решено продать мещанке Прасковье Емельяновой. Именно она построила здесь жёлтый деревянный дом с каменным фасадом, обставив его достаточно скромно. Здание долго переходило из рук в руки, пока в начале 1900-х не оказалось у братьев Сергея и Владимира Топлениновых. Первый жил здесь вместе с женой Марией Кекушевой, дочерью автора носовского дома. Но главной достопримечательностью здания стали вовсе не его хозяева. Близким другом семьи и частым гостем на первом этаже дома стал сосед, писатель и новоиспечённый москвич Михаил Булгаков. По воспоминаниям братьев, в трудные времена литератор часто оставался ночевать в гостевой комнате с печкой. В среде поклонников творчества писателя принято считать, что жилище Мастера в романе «Мастер и Маргарита» описано именно по прообразу Мансуровсокго дома. Впрочем, сам литератор никогда не подчёркивал сходства: вполне возможно, квартира была описана по образу арбатского дома других его друзей. Сейчас покосившийся особняк находится в частной собственности.
Источник: aif.ru
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru