25.04.2016 12:22
Просмотров: 512
Наш путь, как и большинство путей в Крыму, начнется в Симферополе, настоящем перекрестке Крымских дорог. Впереди нас ждет наверное САМЫЙ удивительный город Крыма, Бахчисарай. Если Симферополь, - перекресток дорог, то маленький Бахчисарай, Дворец в садах, а именно так переводится с Татарского языка его название, воистину перекресток времен, культур, народов и древних путей.
Но все по порядку! Мы встречаемся с Вами. Скорее всего, на ЖД вокзале Симферополя. А надо нам на окраину города, на АС «Западная». От вокзала да Западной можно доехать на троллейбусе № 5. Или на любой маршрутке которые едут до остановок «Новоромановка», «Чистенькая», «а/с Западная», «Фонтаны». Можно, конечно, и на электричке доехать, но, поверьте личному опыту, это будит не лучшее решение. Итак, проехав практически через вес город, его историческую часть и новые микрорайоны, мы в конце концов попадаем на заветную автостанцию. Сев на автобус № 100 – Симефрополь-Бахчисарай и, расслабившись, приготовьтесь к встрече с удивительным местом, от которого нас отделяет 25 километров и несколько тысячелетий истории...
Наш с вами путь пролегает по удивительной дороге, которая проходит по долине, которая разделяет два мира, - Крым степной и Крым горный. По количеству памятников истории эти места буквально зашкаливают. Более полусотни селищ, городищ, крепостей, и это все уместилось на отрезке протяженностью чуть более 40 километров, хотя большая часть этих памятников истории, приуроченных к Крымским холмам-волнам – «куэстам» с пологим северным склоном и обрывистым южным и горам-останцам «ютятся» на промежутке между Симферополем и Бахчисараем в долинах крупнейших рек Крыма. – Салгир, Альма, Бодрак, Кача, Бельбек, Черная и их многочисленных притоков. Надо отметить, что большинство из вышеперечисленных рек протекают по территории именно Бахчисарая и Бахчиса-райского района.
Среди этого огромного количества, зачастую только разведанных и описанных исключительно в специальных изданиях, археологических памятников, ждущих своих исследователей, истинными жемчужинами сияют такие знаменитости как Чуфут-Кале, Мангуп и Качи-Кальон. Чуть в стороне, но тоже активно посещаются Бакла, Эски-Кермен и Тепе-Кермен и мало кто знает Сюрьень и Сары-мамбаш, крепость в Мангуше-Прохлдном и поселение Таш-Жарган и еще сотни безымянных памятников истории Крымской земли, чья участь, увы, незавидна. Но не будим о грустном!
БАХЧИСАРАЙСКИЙ «БУКЕТ»
Ну вот, наконец то и автостанция Бахчисарай. Отсюда, от автостанции, можно пройти и, или, проехать практически ко всем памятникам и достопримечательностям небольшого и славного своей историей и уютом старых улиц, старого Бахчисарая.
До центра старого Бахчисарая можно доехать на маршрутке, а можно пройти пешком, что займет не на много больше времени. Пеший путь имеет свои преимущества, так как позволяет увидеть старый город во всем его удивительном великолепии. Старый Бахчисарай сохранил много черт средневекового города, - запутанные улочки, и тот, непонятный и, порой, странный, но захватывающий шарм городка на стыке множества дорог, культур и времен. Со склона куэсты мы увидим именно старый Бахчисарай, по которому, хордой, тянется к Салачику-староселью асфальтированная дорога, и в котором прячутся, порой, удивительные памятники истории.
Первый памятник. Который мы с вами посетим, известен не многим. Пройдя по склону холма и выйдя на отрезок древней дороги, мы спустимся в тихую балку с одной улицей, «Русскую» слободу.
Тут нас встретят два памятника, заслуживающие особого внимания, - часовня над братской могилой русских солдат, умерших от ран в госпиталях Бахчисарая во времена первой обороны Севастопо-ля и раскопки древнего армянского православного храма. У каждого из этих памятников своя интерес-ная история, которые Вы и узнаете в ходе их осмотра!
После посещения этих объектов мы отправимся к жемчужине
23.04.16
Бахчисарая, - Ханскому дворцу. Множество легенд и историй связаны как с самим дворцом, так и с его хозяевами, Крымскими ханами рода Гереев. Одно из самых, на мой взгляд, красивых и романтических описаний Дворца и его памятников дал Александр Сергеевич Пушкин:
ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.z
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль...
Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал...
Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?
Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?
Прогулка по внутреннему дворику дворца и экскурсия по внутренним помещениям подарит вам много ярких и приятных впечатлений!
А наш путь лежит дальше на юг, в глубь истории этого городка. Мимо его тайн и загадок. Одна из таких тайн прячется в ущелье Канлы- (или Ханлы-) Дере. По одному преданию, это было место каз-ни; по другой версии, здесь находилось медресе, и жившие в нем 40 учеников погибли от рук неприяте-ля, откуда якобы и название ("канлы" – кровавый). Но для второго названия – "ханлы" (ханский) тоже есть основания: не доходя до ущелья располагались подземелья двух мавзолеев (ханских?). Своды их были выложены из прочного мелкого обожженного кирпича на известковом растворе, пол выстлан кирпичом, паруса и подпружные арки украшены орнаментом восточного типа синего и сурикового цветов. В настоящее время склепы засыпаны.
Дальше нас ждет «староселье» Салачик. Тут Мы сможем посетить удивительные памятники ист-рии и археологии, - Зиджерли-медресе, раскопки банного комплекса и склеп-дюрбе первых Крымских ханов-Гереев.
Но сначала Медресе. Неподалеку от дворца в 1500 г. строится монументальное здание Зинджер-лы-медресе, которое должно было придать новой столице престиж учености в противовес покинутому ханами Солхату.
Время по-своему подвело итог былого соперничества: сегодня, когда обширное медресе Солхата лежит в развалинах, медресе в Салачике обретает особое значение как единственное в Крыму уцелев-шее сооружение такого рода. Название средневекового духовного училища происходит от слова «зинд-жер» — цепь: подвешенная над входом, она напоминала о необходимости склонить голову каждому, входящему в обитель науки. Наружная стена здания — глухая, всего лишь с несколькими окнами. Внутри — прямоугольный двор с некогда журчащим посреди фонтаном, окруженный галереей, расчлененной стрельчатыми арками на 10 частей, каждая из которых перекрыта небольшим куполом. Галерею, в свою очередь, с внешней стороны окружают маленькие комнаты-кельи для учеников. Планировка Зинджерлы-медресе, несмотря на его малые размеры, интересна, выдержана в строго классических традициях возведения подобных сооружений, и, при отсутствии украшений, покоряет строгой красотой арочных конструкций, сводчатых перекрытий. Находясь внутри, по-новому ощущаешь значение окруженного галереей замкнутого дворика, отрезающего от мира и одновременно заставляющего воспринимать его иначе — на уровне вершин окружающих гор и голубой крыши небосвода.
Усыпальница первых крымских ханов расположена в Салачике. Ныне эта местность составляет восточный микрорайон Бахчисарая, однако вплоть до середины XX в. Салачик являлся самостоятельным и обособленным от города поселением, причем более древним, чем сам Бахчисарай. В эпоху, предшествовавшую основанию Бахчисарая (т.е. до 1532 г.) здесь располагался старый ханский дворец Девлет-Сарай (от которого на сегодняшний день не сохранилось даже развалин). Неподалеку от Девлет-Сарая размещался комплекс сооружений, присущих многим мусульманским столицам: ханская мечеть, религиозное учебное заведение - медресе, а также дюрбе (мавзолей) - родовая усыпальница правящей династии. Как сообщает строительная
надпись на портале здания, оно было сооружено в 1502 г. ханом Менгли I Гераем.
Подземная погребальная камера мавзолея конструктивно является особым и, по внешним при-знакам, более старым блоком постройки. Вероятно, она была устроена еще при погребении в 1466 г. основателя ханской династии Крыма - Хаджи Герая (отца Менгли I Герая), похороненного в дюрбе в Салачике. Очевидная разница в хронологии между подземной и надземной частями сооружения позволяет предполагать, что в 1502 г. имело место не строительство здания как таковое, а лишь обновление либо перестройка его надземной части. Это согласуется с обычаем, когда сын возводил дюрбе на сущест-вующей могиле отца - такая практика ярко проявилась в сооружении мавзолеев османских султанов XVI в. Следует заметить также, что смешение понятий «постройка» и «обновление» в текстах заклад-ных надписей прослеживается и на примере Большой Ханской мечети в Бахчисарайском дворце. Возве-денная в XVI веке и долгое время называвшаяся по имени основателя Бахчисарая «мечетью Сахиба Ге-рая-хана», она украшена каменной плитой с надписью о том, что мечеть «построил» ("binaqladi") в 1742 г. хан Селямет II Герай, - в то время, как речь может идти лишь о восстановлении старого здания после пожара 1736 г.
Можно предполагать, что рядом с прахом Хаджи Герая в Салачике могли быть похоронены его старшие сыновья, умершие в правление своего брата Менгли I Герая: Нур-Девлет (ум. в 1503 г.), гроб с телом которого был по просьбе хана специально доставлен для погребения в Крым из Великого княжества Московского, а также Ямгурчи (ум. около 1510 г.). Впрочем, эти предположения пока не находят подтверждений в источниках.
В 1515г. Менгли I Герай скончался и сам был положен в Салачикском мавзолее, а в 1551 г. в дюрбе похоронили его ближайших потомков, сына и внука: Сахиба I Герая-хана и Газы Герая-султана. Сахиб I Герай стал жертвой дворцового переворота 1551 года, когда одновременно с ним погибли шесть его сыновей (включая Газы Герая-султана) и двое внуков. Пятерых из них смерть настигла в Девлет-Сарае, однако источник, упоминая о траурной процессии в Салачике, называет лишь два вышеуказанных имени и умалчивает о месте захоронения остальных погибших.
Территория, примыкавшая к дюрбе, могла (по аналогии с кладбищем в Бахчисарайском дворце) служить местом захоронения прочей ханской родни. Фотографии начала XX века показывают некие надгробия близ мавзолея - однако к настоящему времени они бесследно исчезли, и идентифицировать их как памятники Гераев не представляется возможным.
Если внутри мавзолея когда-либо были памятные знаки по числу погребенных (каменные или деревянные надгробия), то от них также не сохранилось ни следов, ни каких-либо упоминаний в известных описаниях. Единственным элементом прежнего интерьерного убранства мавзолея остается об-рывок цепи для подвески светильника, свисающий из середины купола.
В 2003 году во время проведения ремонтно-реставрационных работ с целью обследования технического состояния фундамента мавзолея были выкопаны шурфы-траншеи, обнажившие наружные стенки подземной погребальной камеры. Был найден заложенный каменной кладкой вход в камеру с северо-восточной стороны. Обследование не обнаружило признаков аварийности и технической необходимости во вскрытии подземного помещения для внутреннего ремонта. Не вскрывая камеру, реставраторы засыпали шурфы грунтом.
А дальше наш путь лежит к древнему городу Чуфут-Кале и проходит он через один из самых величественных и красивых «пещерных» монастырей Крыма, - Свято-Успенский монастырь, один из древнейших оплотов Христианства. Возник этот монастырь на заре Христианства, примерно в VIII веке нашей эры и пережил и расцвет и упадок и сегодня снова радует нас хрустальным перезвоном своих колоколов!
Пролегает наш путь по долине Марьям-дере, долине святой Марии, в которой до конца 18 века находилось одноименное поселение.
Долина эта удивительна еще и тем, что на своем протяжении вмещает памятники трех мировых
религии, Ислама, Христианства и Иудаизма. В конце маршрута мы с вами осмотрим древнее иудейское кладбище, уникальное и таинственное, а сейчас нас ждет Иудейская крепость, Чуфут-Кале!
Чуфут-Кале, - один из САМЫХ посещаемых пещерных городов Крыма, но при этом, как ни странно, и один из самых мало изученных! Возникновение его теряется в глубине веков. Предположительно возникает он, как и большинство «пещерных» городов на рубеже V-VI вв. нашей эры, как крепость охранявшая торговые пути. Но об этом периоде существования этой крепости мы, увы, практически ничего не знаем! Экскурсия по этому удивительному месту займет у нас около часа. Начнется наша экскурсия с удивительного и таинственного памятника Алтын-Коба, золотого колодца.
Незначительное углубление с растущим на его краю деревом оказалось засыпанным устьем колодца, вскрытого в августе 1998 г. Глыбы породы и грунт из колодца вынимали сначала вручную, а за-тем с помощью механизмов в течении 3 лет. В общей сложности были задействованы более сорока человек. На 25-метровой глубине спелеологи обнаружили заваленный камнями боковой вход, полого поднимающийся вверх. Соединение хода с колодцем образовало обширное помещение. На его стенах, кро-ме следа от некогда стоявшей здесь воды, оказались надписи из копоти, выполненные караимским кур-сивом, реже – латынью и арамейским квадратным шрифтом.
Топосъемка показала, что верхний конец галереи находится под дном слабо выраженной с поверхности воронки. После расчистки воронки удалось проникнуть в подземелье с противоположного восточного конца. Оказалось, что галерея начинается из подвального помещения боевой башни, которая, вероятно, входила в первую линию обороны города-крепости. Ранее об этой линии археологи не подозревали. Отдельные участки свода были покрыты мелкими сталактитами. На стенах обнаружили высеченные план подземелья и фигурки людей. Место соединения вертикального ствола и галереи еще не являлось дном колодца. На глубине 27 метров колодец расширился и показался винтообразный каменный спуск, который по мере расчистки привел к обширным резервуарам на глубине 40 метров от поверхности. Когда-то вода из крупных трещин в стенах сооружения поступала сначала в одну из ванн, затем через сливной порожек переливалась в другую каменную емкость, расположенную прямо под входным колодцем, и уже оттуда бралась для использования. Ныне трещины заилены, и вода из них практически не поступает. На стенах нижнего зала были обнаружены ниши для светильников и пока непонятные вырубленные на стене знаки. После расчистки нижней части системы от глины и ила общая глубина колодца составила 45. Надо также отметить, что в ходе раскопок колодца был найден ОЧЕНЬ большой клад золотых и серебряных монет.
Далее наш путь лежит в сам город, мы пройдем по его древним улицам, а дальше, за его пределами нас встретит место печали. Древнее Караимское кладбище...
Такую вот экскурсию можно совершить практически в любое время года по удивительному го-роду, перекрестку времен, истории и дорог, - Бахчисаоаю!
Условные обозначения к приложению (рис. 1):
1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2. Северный склон плато.
3. Кенасская улица.
4. Средняя улица.
5. Бурунчакская улица.
6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в дотатарский период тут был пещерный монастырь.
7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
9. Малая и Большая кенасы - молитвенные дома караимов.
10. Южный склон плато.
11. Ворота средней оборонительной стены - Орта-Капу.
12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы ("пещера начальника").
14. Остатки бани.
15. Большие (Восточные) ворота - Биюк-Капу.
16. Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов
императорской фамилии.
19. Жилая усадьба
Стоимость, - 500 руб/чел, минимальная группа, - 4 человека.
Карпов Сергей
тел +79788382164
Arihalk@mail.ru
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru